Дворянская семья в русской литературе


Во многих художественных произведениях отечественных писателей возникает образ дворянской семьи. Данный образ наблюдается в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

В пушкинской повести при раскрытии образа центрального персонажа Петра Гринева особое внимание уделяется его семье. Главный герой родился в дворянской семье. Воспитание Петра Гринева можно назвать типичным, так как воспитанием подрастающего дворянина занимался сначала Савельич, а затем француз Бопре, который до приезда в Россию был парикмахером во Франции и служил солдатом в Германии. Здесь А.С. Пушкин иронизирует над дворянскими традициями, в соответствии с которыми родители нанимали для своих детей неважно какого преподавателя, главное, чтобы он был иностранцем.

Герой фонвизинской комедии Митрофанушка также родился в дворянской семье. Простаков и в особенности госпожа Простакова старались придерживаться дворянских традиций относительно воспитания ребенка. Они нанимают для Митрофанушки учителя арифметики Цыфиркина, учителя грамоты Кутейкина и Вральмана, который «по-французски и всем наукам обучает». Д.И. Фонвизин показывает, что родители Митрофанушки сами не были образованными людьми и вообще не видели смысла в образовании, поэтому они наняли заниматься с Митрофанушкой людей, которые не могут ничему научить ребенка. Особое внимание уделяется образу Вральмана, бывшего кучера Стародума.

Как видим, «Недоросля» и «Капитанскую дочку» объединяют описания обучения подрастающих дворян. Бывшего кучера Вральмана из фонвизинской комедии можно сопоставить с бывшим парикмахером французом Бопре из пушкинской повести, оба персонажа занимались обучением подростков-дворян, не имея при этом никаких знаний, навыков и способностей к этому.


Но главное отличие между родителями Петра Гринева и родителями Митрофанушки относительно образования наблюдается в том, что Простаковы нанимают учителей только по той причине, что так было принято в дворянской среде, что без образования Митрофанушка не смог бы получить высокое место в обществе, а Гриневы, помимо желания служить дворянским традициям, действительно хотели, чтобы их сын был образованным человеком.

Сходства между комедией Д.И. Фонвизина и повестью А.С. Пушкина можно найти и в образах самих подростков. Имя Митрофанушки уже стало нарицательным, оно уже синонимично слову «недоросль», поскольку Митрофанушка, несколько лет обучаясь различным наукам, так ничего и не смог узнать и понять. Петр Гринев также признается в том, что он был недорослем, который «гонял голубей и играл в чехарду с дворовыми мальчишками». Из двух произведений двух авторов можно сделать вывод о том, что быть недорослем в дворянской среде было обыденностью.

Несмотря на наличие общих черт, связанных с дворянской средой того времени, семьи Простаковых и Гриневых описаны совершенно по-разному. Если в семье Простаковых нет места уважению, взаимопониманию и искренней любви друг к другу, поскольку госпожа Простакова груба по отношению к мужу, который ей во всем подчиняется, а по отношению к Митрофанушке – выражает безумную любовь, то между Андреем Петровичем и Авдотьей Васильевной Гриневыми существует гармония и любовь, которую они проявляют и к сыну. Жестокость, озлобленность и стремление получить все возможное, ничего при этом не делая, передалось Митрофанушке от его родителей, в то время как родители Гринева научили его порядочности, честности, справедливости и жизни в соответствии с честью и достоинством.

Таким образом, несмотря на существующие в дворянской среде традиции, дворянские семьи отличались друг от друга, на что указывают пушкинская семья Гриневых и фонвизинская семья Простаковых.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Мысль семейная в русской литературе
  • Образ семьи в русской литературе
  • Образы хозяев и слуг в русской литературе
  • Быт и нравы чиновников в русской литературе