Мысль семейная в русской литературе


Во многих художественных произведениях отечественных писателей отражена так называемая «мысль семейная». К таким произведениям относятся роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир», повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» уделял внимание не только «мысли народной», но и «мысли семейной». Авторскими идеалами являются семьи Ростовых и Болконских, несмотря на то что они между собой не особо похожи. Семейство Ростовых отличается открытостью, теплотой, искренностью, простотой. Члены семьи Ростовых явно выражают свои искренние чувства по отношению друг к другу, а также гостеприимны по отношению к другим людям. Автор показывает, что члены семейства Ростовых и в мирное, и в военное время поддерживают друг друга и помогают. Семья Болконских отличается от семьи Ростовых своей сдержанностью, между членами семейства Болконских не принято яркое выражение любви, которая, несомненно, у них велика по отношению друг к другу. Семья Болконский более рациональна, чем семья Ростовых, живущая больше сердцем, чем умом. Однако между Ростовыми и Болконскими много общего: внимание к семейным ценностям, любовь к Родине, справедливость, благородство и близость к народу.


В романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон» описывается несколько семей, однако особо важное место занимает семейство Мелеховых. Автор, неслучайно описывая в начале повествования мирное время, показывает, что для донского казачества обыденная жизнь тесно связана с семейными ценностями: семья – это то, что всегда рядом с человеком, делая его жизнь счастливее. Описывая военные времена со всеми его тяготами, М.А. Шолохов демонстрируют, что только в семье участники военных событий находят утешение: Григорий Мелехов не может найти правду на гражданской войне и чувствует себя в комфорте только тогда, когда оказывается дома, рядом с семьей. О семье как главной жизненной ценности говорит финал произведения, где Мелехов возвращается домой, где его ждут сын Мишатка и сестра Дуняша, тем самым отказываясь от бессмысленной кровопролитной войны. Для М.А. Шолохова семья противопоставлена войне, она символизирует мирное время, которое было авторским идеалом.

В отличие от «Войны и мира» и «Тихого Дона», где семьи Ростовых, Болконских и Мелеховых описаны с положительной стороны, в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» особое внимание уделяется семейству Простаковых, которое семьей является лишь формально. Между госпожой Простаковой, Простаковым и их сыном Митрофанушкой нет никакого взаимопонимания, они не уважают друг друга и не ценят, а в трудных жизненных ситуациях не поддерживают друг друга, оставляя друг друга с проблемами один на один. Д.И. Фонвизин, показывая эгоистичные натуры членов семейства Простаковых, выражает мысль о том, что любящая семья не может основываться на эгоизме, что настоящая семья определяется не по степени родства, а по взаимоуважению, взаимоподдержке и взаимопомощи.

Объединяет толстовский роман-эпопею, шолоховский роман-эпопею и фонвизинскую комедию мысль о важности семьи в становлении личности человека. Наташа, Николай и Петя Ростовы, а также Андрей и Марья Болконские становятся хорошими людьми благодаря той среде, в которой они воспитывались. Жизненные ценности Григория Мелехова, его брата Петра и сестры Дуняши во многом складывались благодаря родительскому воспитанию. Поведение и отношение Митрофанушки к окружающему миру становится результатом того, что он брал пример с собственной матери. Противопоставление героев Л.Н. Толстого и М.А. Шолохова героям Д.И. Фонвизина помогает подчеркнуть, что личность человека зависит от тех нравственных ценностей, которые царствуют в семье, где ребенок проходит процесс социализации с самого рождения.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ семьи в русской литературе
  • Дворянская семья в русской литературе
  • Образы хозяев и слуг в русской литературе
  • Быт и нравы чиновников в русской литературе