Что даёт основание рассматривать пьесу Грибоедова «Горе от ума» как трагикомедию?


«Горе от ума» А.С. Грибоедова принято считать комедией, сам автор дал своему произведению такое жанровое определение. Однако современники драматурга определили «Горе от ума» как «высокую комедию». Та идея, которую заложил А.С. Грибоедов в свое драматическое произведение, дает основание рассматривать его как трагикомедию.

В «Горе от ума» изображено безнравственное «фамусовское общество», которое живет в соответствии с предрассудками прошлого. Автор обличает пороки современного ему общества.

А.С. Грибоедов помещает своих персонажей в весьма комичные ситуации, поведение многих и главных, и второстепенных, и внесценических персонажей, относящихся к «веку минувшему», вызывает у читателя смех. Однако когда читатель понимает, что в комедии отражена реальная действительность того времени, он смеется «сквозь слезы». Если бы описанное драматургом было бы явной выдумкой, читателю было бы действительно смешно, но в центре повествования – реальность, и смеяться над безнравственным обществом, в котором приходится жить по-настоящему мыслящим и образованным людям, просто невозможно. Автор не ставил перед собой цель рассмешить читателей, комические и сатирические приемы помогают А.С. Грибоедову поднять важные и актуальные для его времени общественные проблемы, которые мешают России двигаться вперед.

Фамусов и большинство собравшихся в его доме оценивают людей по их социальному и материальному положению, стремятся получить чин и продвинуться по карьерной лестнице любыми путями. Молчалин, который выполняет отцовский наказ прислуживать всем вокруг для достижения своих целей, пользуется любовными чувствами Софьи, чтобы получить повышение.


Фамусов как типичный представитель «века минувшего» осуждает образование, считая учение ненужным и даже опасным занятием. Скалозуб настолько ограниченный в мышлении человек, что он может обсуждать только военное дело.

Представители фамусовского общества не знают, что такое настоящая любовь, все браки основываются по расчету, перед тем, как ухаживать за кем-то или принять ухаживания от кого-то, они смотрят на наличие многочисленных богатств. Фамусов говорит своей дочери, что ей не пара тот, кто беден; княгиня Тугоуховская, узнав о том, что Чацкий не богат, перестала рассматривать его как потенциального жениха для своих дочерей.

Чинопочитание, угодничество, корысть, лицемерие, необразованность, отсутствие любовных и семейных ценностей, нежелание идти вперед – все это характерно для так называемого «века минувшего». И все эти пороки, свойственные российскому обществу 1820-х годов, становятся основанием для рассмотрения «Горя от ума» как трагикомедии.

Трагичным является также то, что большинство персонажей «Горя от ума» – представители «века минувшего», которые не понимают, не поддерживают яркого представителя «века нынешнего» Чацкого и даже называют его сумасшедшим лишь из-за того, что он не похож на них и не живет в соответствии с уже устаревшими принципами, которые требуют кардинальных изменений.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Почему в комедии Грибоедова «Горе от ума» так много второстепенных персонажей?
  • Что позволило Салтыкову-Щедрину назвать Молчалина одной из самых страшных фигур русского общества? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)
  • Почему Фамусов и Чацкий произносят самые большие и содержательные монологи в пьесе? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)
  • Кто Чацкий: «лишний» человек или личность, не нашедшая свое место в жизни? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)