Интерьер как средство создания образа героя в русской литературе


Во многих художественных произведениях отечественных писателей интерьер используется как средство создания образа героя. К таким произведениям можно отнести поэму Н.В. Гоголя «Мертвые души», роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор».

Интерьер в гоголевской поэме является ярким средством создания образа Плюшкина. Описывая избы без стекол в окнах, со сквозившими крышами, которые были похожи на решето, с балкончиками с покосившимися и почерневшими перилами, автор акцентирует читательское внимание на ужасном состоянии владений Плюшкина. Описывая все те предметы, которые накопились в доме Плюшкина, писатель подчеркивает нездоровое желание сохранять и нужные, и ненужные вещи. Интерьер помогает увидеть страсть героя к приобретательству. Бутылка настойки со сделанной Плюшкиным пометкой для того, чтобы никто из гостей не выпил из нее, описывается автором неслучайно, с ее помощью наглядно продемонстрирована жадность Плюшкина. Дом помещика похож на могильный склеп, и вообще «никак было нельзя сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо». Здесь Н.В. Гоголь подчеркивает уже «мертвую» душу еще физически живого Плюшкина. Помещик не живет, а существует, постоянно копя в своем доме различное барахло, которое не может приносить человеку истинного счастья. Таким образом, интерьер помогает автору поэмы продемонстрировать Плюшкина как «прореху в человечестве».


Важное место интерьер занимает в романе «Преступление и наказание». Комната центрального персонажа Родиона Раскольникова описывается Ф.М. Достоевским так: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок». Описание этого жуткого места в повествовании неслучайно: писателю важно было показать, в каких условиях проживания зарождалась теория Раскольникова о «тварях дрожащих» и «право имеющих». «Крошечная» комнатка желтого цвета, в которой можно было сделать всего лишь шесть шагов и которая буквально давила на голову человека, подчеркивает нищенское существование Раскольникова, которое и подтолкнуло его на создание безумной теории, а затем – на преступление.

Интерьеру уделяется особое внимание и в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор». Комната, в которой обитает семейство Мерцаловых – расположенное среди пустырей и косогоров ветхое, покосившееся здание. Чтобы оказаться в подвале, где и жили Мерцаловы, нужно было пройти через помойную яму, а затем наощупь найти дверь, так как там было темно. Сырые стены, грязная кровать с грязными подушками, сундук, служивший и шкафом, и стулом, закоптелый чугунок – все это подчеркивает нищенское существование семейства Мармеладовых. Их месту жительства в повествовании дается такая характеристика: «подземелье». Детально описывая интерьер подвала, в котором жили герои, А.И. Куприн не только подчеркивает отсутствие у семьи материальных средств, но и обращает читательское внимание на их эмоциональное состояние. Неудивительно, что живший в таких ужасающих условиях Емельян Мерцалов приходит в безысходное состояние и думает о самоубийстве.

Таким образом, и Н.В. Гоголь, и Ф.М. Достоевский, и А.И. Куприн в своих произведениях используют интерьеры как средства раскрытия персонажей. Захламленные и пришедшие в упадок владения Плюшкина подчеркивают его скупость и накопительство. Маленькая желтая комната Раскольникова способствует возникновению теории о разделении людей на две группы. Нищенское существование семейства Мерцаловых толкает Емельяна Мерцалова на мысли, что ему не удастся прокормить семью и улучшить их положение.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Портрет как средство создания образа героя в русской литературе
  • История России в русской литературе
  • Петербург в русской литературе
  • Письма героев в русской литературе