Петербург в русской литературе


Многие отечественные писатели в своих художественных произведениях обращались к образу Петербурга. Так, образ Петербурга наблюдается в повести Н.В. Гоголя «Шинель» и в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Эти художественные произведения объединяет то, что Петербург представлен от лица «униженных и оскорбленных». Родион Романович Раскольников – бедный студент, который тяготится не только своим нищенским существованием, но и ужасающим положением окружающих людей. Акакий Акакиевич Бамшачкин – титулярный советник, так называемый «маленький человек».

Объединяет повесть Н.В. Гоголя и роман Ф.М. Достоевского также то, что Петербург у них является не столько фоном действий, сколько одним из действующих лиц, от которых зависит повествование. Именно петербургские морозы способствуют тому, что Башмачкину не в чем ходить, поэтому ему приходится откладывать деньги на новую шинель; именно петербургские морозы стали фактической причиной заболевания, а затем смерти Башмачкина. Окружающая Раскольникова обстановка настолько ужасна, что наталкивает его на ложные истины, становится одной из причин становления теории о «право имеющих» и «тварях дрожащих». Петербург действует на главных и второстепенных героев, выражает к ним собственное отношение. Н.В. Гоголь показывает, что сам Петербург негативно относится к Башмачкину, а Ф.М. Достоевский показывает, что Петербург негативно относится к Раскольникову.


И в «Шинели», и в «Преступлении и наказании» Петербург представлен с нелицеприятной стороны. Оба автора особое внимание уделяют выразительным описаниям Петербурга, рисуя похожие картины. У Н.В. Гоголя Петербург «серый и ничтожный», у Ф.М. Достоевского – «желтый», «вонючий и пыльный», «сырой, угрюмый». Оба автора при описании Петербурга используют черные, серые и желтые краски.

Местами действия в «Преступлении и наказании» являются трактиры, распивочные, где происходит пьянство и разврат. Комната Раскольникова сравнивается с гробом, не только в ней, но и во всем Петербурге ему нечем было дышать. Комната Раскольникова схожа с ничтожно маленькой комнатой Башмачкина, где он не может чувствовать себя полноценно, постоянно на всем экономя.

В обоих произведениях Петербург показан как преступный город. У Башмачкина в первый же день крадут новую шинель, на которую он долго копил, отказывая себе во всем, а «значительное лицо» ничего не делает для того, чтобы найти украденную шинель, которая делала Башмачкина счастливым. В «Преступлении и наказании» преступником становится сам Раскольников. В романе явно выражается мысль о том, что петербургская обстановка нагнетала, заставляла центрального персонажа подвергаться ошибочным теориям, подталкивала его на преступление. В «Шинели» показано, что в Петербурге нет места людям, подобным Башмачкину, который погибает из-за равнодушия окружающих людей. В «Преступлении и наказании» показано, что нагнетающая петербургская обстановка губит все лучшие качества человека, превращая доброго и милосердного по природе своей человека в преступника. Башмачкин погибает из-за внешних обстоятельств, рожденных равнодушным и даже жестоким Петербургом, а у Раскольникова из-за окружающей действительности появляется искаженное мировоззрение, которое толкает его на проверку ошибочной теории.

Таким образом, и Н.В. Гоголь, и Ф.М. Достоевский в своих произведениях демонстрируют серый, пыльный, грязный и вонючий Петербург, который негативно относился к «униженным и оскорбленным», морально и физически уничтожая их.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Интерьер как средство создания образа героя в русской литературе
  • Портрет как средство создания образа героя в русской литературе
  • История России в русской литературе
  • Письма героев в русской литературе