Как раскрывается тема взаимоотношений человека и природы в русской литературе второй половины XX - начала XXI в.?


В русской литературе второй половины XX – начала XXI вв. наблюдается широкое обращение к теме взаимоотношений человека и природы. Многие писатели обращают читательское внимание на проблему равнодушия и даже жестокости человека по отношению к природе. Данная проблема находит отражение в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» и в повести В.П. Астафьева «Царь-рыба».

Сюжетным двигателем повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» становится желание государства затопить деревню-остров Матеру, для того чтобы построить гидроэлектростанцию. Автор показывает, что люди настолько ожесточились с развитием технического прогресса, что ради него готовы затопить целые края. Под воду уйдут не только земля и сохранившиеся постройки, но и все живые существа: животные, насекомые, растения. Писатель выражает мысль о том, что люди, желая удовлетворить собственные потребности и ставя ради этого на чашу весов судьбу природы, делают хуже не только природе, но и самому себе, поскольку уничтожение животного и растительного миров и строительство ГЭС не может сказаться на экологической ситуации положительно. Люди, выступающие за затопление Матеры, и даже люди, соглашающиеся на переезд из деревни, являются предателями самой природы.


В повести В.П. Астафьева «Царь-рыба» на примере взаимоотношений Игнатьича и царь-рыбы показаны попытки человека уничтожить природу. Игнатьевич становится воплощением всего человечества, а царь-рыба – воплощением природы. Демонстрируя, что Игнатьич планирует выловить царь-рыбу, автор указывает на сложные взаимоотношения человека и природы. Игнатьич, причиняя вред царь-рыбе, в то же время причиняет вред самому себе. В.П. Астафьев, демонстрируя, что попытки Игнатьича выловить царь-рыбу оказываются тщетными и что Игнатьич, находясь в борьбе с рыбой, оказывается, как и она, на грани жизни и смерти, выражает мысль о том, что человечество, уничтожая природу, уничтожает само себя. Игнатьич покусился на саму природу, поэтому он потерпел поражение в борьбе с ней. Неудачные попытки Игнатьевича покорить природу, а также название повести выражают авторскую позицию: человек никогда не станет «царем», он никогда не сможет покорить природу, а при попытках будет лишь уничтожать самого себя.

В обоих произведениях показано, что человек считает себя царем природы, думая о том, что он имеет полное право распоряжаться ее судьбой. Человек не понимает, что он является частью природы, от которой зависит его настоящее и будущее. Писатели показывают, что уничтожение природы не может не оказать влияние на жизнь людей, что они собственными руками делают хуже самим себе. В повестях «Прощание с Матерой» и «Царь-рыба» выражена мысль о тесной связи между природой и человеком, они неразрывны друг с другом, поэтому человеку нужно искать способы мирного сосуществования с природой. Авторы призывают читателей не быть равнодушными и жестокими по отношению к природе, заботиться о ней и всегда помнить о том, что человек – часть природы.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема поисков счастья в отечественной литературе XX – начала XXI в.
  • Нравственные поиски героя в русской литературе второй половины XX - начала XXI в.
  • Образ Петербурга в русской литературе второй половины XX - начала XXI в.
  • Московские мотивы в русской литературе второй половины XX - начала XXI в.