Нравственные поиски героя в русской литературе второй половины XX - начала XXI в.


В русской литературе второй половины XX – начала XXI вв. наблюдается демонстрация нравственных поисков героев. Это можно увидеть в рассказах «Конь с розовой гривой» и «Зачем я убил коростеля?», написанных В.П. Астафьевым.

В первом рассказе показано, как после совершенной ошибки мальчик Витька пришел к пониманию того, как можно и как нельзя делать. Желая не показаться перед Левонтьевскими ребятами трусом, Витька съедает собранную ягоду, которую его бабушка хотела отнести на продажу, и наполняет туесок травой, присыпав ее небольшим количеством ягоды. Чтобы Левонтьевские ребята не рассказали об этом его бабушке, Витька крадет для них калач. Уже после того как Витька совершает два безнравственных поступка, он начинает сожалеть о содеянном. Всю ночь мальчик не может заснуть, его мучает совесть, он даже считает себя настоящим преступником. Читатель понимает, что Витька, в следующий раз оказавшись в подобной ситуации, вспомнит те угрызения совести, которые он испытал, и больше не совершит таких действий. Совершая поступок, свойственный Левонтьевским ребятам, Витька находится в поисках собственного пути. Ситуация, которая произошла днем, заставляет его задуматься над тем, как не стоит поступать. В.П. Астафьев показывает, что мальчик учится на собственных ошибках, приходя к осознанию важных для последующей жизни истин. И уже во взрослом возрасте рассказчик не может забыть то, что произошло в детстве.


Во втором рассказе показаны воспоминания рассказчика: в детском возрасте он, увидев коростеля, в «диком азарте» догнал его и «захлестал сырым удилищем». Уже тогда рассказчик почувствовал сожаление к птице: «стал я руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную живность». То, что рассказчик с подробностями помнит то, что произошло около сорока лет назад, говорит о том, что эта ситуация заставила его о многом задуматься. Подробное описание убитой птицы говорит о том, что рассказчик долго рассматривал ее, с каждым разом все больше и больше осознавая свою вину в ее гибели. Рассказчик, признаваясь в том, что он вырос в семье охотника и сам сделался охотником, что он был на войне, где он стрелял в людей и где в него стреляли другие люди, все равно вспоминает свой детский поступок, за который ему было стыдно. Автор показывает, что, совершив ужасную ошибку, рассказчик винит себя в смерти ни в чем не повинного коростеля. Но такая ужасная ошибка выступает в качестве урока взрослеющему ребенку. Неверный поступок помогает рассказчику встать на истинный путь, понять те истины, которые до этого ему были закрыты. Содеянное учит рассказчика, ставшего охотником, «никогда не стрелять без надобности». В словах «Зачем я убил коростеля? Зачем?» видна настоящая боль. Читатель понимает, что рассказчик никогда не простит себя за то, что он сделал, что «застарелое мучение» будет мучить его до конца жизни.

Таким образом, героев рассказов «Конь с розовой гривой» и «Зачем я убил коростеля?» совершенные безнравственные поступки направляют на нравственные поиски.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема поисков счастья в отечественной литературе XX – начала XXI в.
  • Как раскрывается тема взаимоотношений человека и природы в русской литературе второй половины XX - начала XXI в.?
  • Образ Петербурга в русской литературе второй половины XX - начала XXI в.
  • Московские мотивы в русской литературе второй половины XX - начала XXI в.