Какую роль в поэзии Тютчева играет приём противопоставления?


Ф.И. Тютчев в своем творчестве часто использует прием противопоставления. Это можно увидеть в следующих стихотворениях: «День и ночь», «Всесилен я и вместе слаб», «С поляны коршун поднялся», «Есть в осени первоначальной».

В стихотворении «День и ночь» противопоставлены две временные категории: день и ночь. Дню даются следующие характеристики: «блистательный покров», «земнородных оживленье», «души болящей исцеленье», «друг человеком и богов». Ночь же связана со «страхами и мглами». Однако ошибочно думать о том, что для Ф.И. Тютчева день – положительный образ, а ночь – отрицательный. День является «покровом», который был наброшен на «бездну безымянную» по воле богов, следовательно, эта «бездна» без «блистательного покрова» является истинной. День становится обманом для человека, в то время как ночь отображает реальную картину бытия. Именно ночью человек получает возможность ощутить свое родство с Хаосом, чего он лишается днем, когда видимое ночью становится скрытым от глаз человека.

Стихотворение «Всесилен я и вместе слаб» полностью построено на приеме антитезы. Лирический герой утверждает, что он всесилен, но в то же время слаб, что он является властителем, но в то же время – рабом. Лексема «много» противопоставлена лексеме «мало», а лексема «отдаю» – лексеме «получаю» («Я много отдаю, но мало получаю»). Лирический герой признается, что бьет самого себя, когда ему хочется бить кого-то другого. Прием антитезы демонстрирует противоречивость окружающего мира и человеческой сущности. Ф.И. Тютчев выражает философскую мысль о двойственной природе человеческого бытия.


В стихотворении «С поляны коршун поднялся» наблюдается следующая антитеза: человек противопоставлен коршуну. Автор показывает, что человек, считающий себя «царем земли», на самом деле «прирос к земли» «в поте и в пыли», в то время как коршун, у которого есть «два мощных, два живых крыла», имеет возможность «высоко к небу взвиться» и «уйти за небосклон». Ф.И. Тютчев противопоставляет свободу коршуна, не знающего никаких границ, несвободе человека, который, несмотря на то что он сам себя нарек «царем природы», не имеет возможности летать. Возможность и невозможность летать и перемещаться там, где хочется, подчеркивает человеческую несвободу.

В стихотворении «Есть в осени первоначальной» осень противопоставлена предшествующему лету и последующей зиме. Там, где летом «бодрый серп гулял и падал колос», «теперь уж пусто все» – это отличает осень от лета. Указание о том, что «далеко еще до первых зимних бурь», помогает определить отличия между осенью и зимой. Противопоставляя осень лету и зиме, автор демонстрирует особенности каждого названного времени года, показывает, в чем заключаются различия между ними. В стихотворении показано полное царствование осени.

Таким образом, прием противопоставления, который можно наблюдать в стихотворениях как философской, так и пейзажной тематики, помогают Ф.И. Тютчеву в выражении определенных мыслей.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Драматизм звучания лирики Тютчева
  • В чем, по-вашему, «таинственная прелесть» лирической поэзии Тютчева?
  • Мир родной природы в лирике Тютчева
  • Что придаёт теме любви в лирике Тютчева трагическое звучание?