Мотив песни в русской литературе


Во многих художественных произведениях отечественных писателей наблюдается мотив песни. Так, песни поют герои романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон», повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин».

В романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон» есть эпизод, где центральный персонаж Григорий Мелехов слышит песню, которую поют еланские песенники. В песне присутствует следующий сюжет: молодой донской казак бежит за своим конем, который «черкесское седельце на боку несет»; казак зовет своего ускакавшего коня, просит его вернуться и не покидать его.

В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» показано, что главный герой Петр Гринев становится свидетелем того, что собравшиеся у предводителя крестьянского восстания Емельяна Пугачева начинают петь его «любимую песенку» – бурлацкую песню «Не шуми, мати зеленая дубровушка», где речь идет о виселице.

В главе «Гармонь» поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин» показано, что центральный персонаж решает поиграть на гармони и спеть песню о трех товарищах-танкистах.

И М.А. Шолохов, и А.С. Пушкин, и А.Т. Твардовский помещают в повествование песню не просто так, а с определенными целями.


М.А. Шолохов с помощью песни подчеркивает нелегкую казацкую долю; то, что казака покидает его верный конь, без которого для казака фактически невозможно существование, становится предвестником трагических событиях, которые предчувствуют песенники.

А.С. Пушкин благодаря бурлацкой песни подчеркивает внутреннюю силу восставших, которые понимают, что их ждет виселица, но все равно идут на борьбу. Петр Гринев, от лица которого ведется повествование, признается, что данная «простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице», оказала на него огромное воздействие. Сама песня и то, как восставшие пели ее, потрясало Гринева «пиитическим ужасом».

В отличие от «Тихого Дона» и «Капитанской дочки», в повествовании «Василия Теркина» не упоминается сам текст песни, так как А.Т. Твардовскому было важно продемонстрировать, какое воздействие оказывала игра на гармони и пение песни на солдат. Музыка помогала участникам военных событий не опускать руки и идти вперед, она помогала идти на борьбу до самого конца, вне зависимости от тех ужасающих явлений, которые они видели рядом с собой. Музыка обнадеживала солдат, помогала им хотя бы на время отвлечься от тех страшных и трагических моментов войны, с которыми им приходилось сталкиваться каждую минуту. В повествовании неслучайно говорится о том, что, как только начала играть гармонь, на дороге «как-то вдруг теплее стало».

М.А. Шолохов, А.С. Пушкин и А.Т. Твардовский с помощью песен создают определенное настроение. Если в «Тихом Доне» песня становится предсказанием беды, тяжелых времен для донских казаков, а в «Капитанской дочке» и вовсе продемонстрировано осознание восставшими того, что их ждет виселица, то в «Василии Теркине» песня и игра на гармони являются некой надеждой, помогающей советскому народу бороться с врагами ради благополучия Родины до самого конца.

Песни также помогают в раскрытии образов тех, кто поет песни, и тех, кто слушает песни. Так, шолоховском романе-эпопее с помощью песни раскрываются внутренние миры казаков-песенников и внутренний мир Григория Мелехова; в пушкинской повести раскрываются с помощью песни образы восставших под предводительством Пугачева и образ Петра Гринева; в поэме А.Т. Твардовского при помощи песни раскрываются образы Василия Теркина, двух танкистов и участвующего в войне советского народа.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Мотив нравственного выбора в русской литературе
  • Мотив дуэли/поединка в русской литературе
  • Мотив взяточничества в русской литературе
  • Мотив воспоминания о былой любви в русской литературе