Образы авантюристов в русской литературе


В некоторых художественных произведениях отечественных писателей наблюдаются образы авантюристов. К таким персонажам можно отнести Чичикова из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», Хлестакова из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» и Пугачева из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Центральный персонаж гоголевской поэмы Павел Иванович Чичиков является ярким представителем зарождающегося типа предпринимателей. Поэма «Мертвые души» имеет черты авантюрно-приключенческого романа, поскольку похождения Чичикова являются сюжетным двигателем. Автор, неслучайно помещая в повествование историю жизни Чичикова до описываемых событий, демонстрирует, что никакие неудачи на его жизненном пути не мешали Чичикову идти к поставленной перед собой цели. Затея с покупкой «мертвых душ» для того, чтобы получить крупную денежную сумму, является ярким подтверждением того, что Чичиков – авантюрист. Герой приезжает в губернский город NN и посещает различных помещиков с одной целью: скупить необходимые для мошеннического действия «мертвые души». Он готов пойти на риск, когда предлагает сделку помещикам. Также Чичикову свойственна предприимчивость. Благодаря лицемерию и знанию человеческой психологии Чичикову долгое время удается совершать желаемые махинации, покупая «мертвые души» у помещиков.

Чертами авантюризма обладает и герой гоголевской комедии «Ревизор». Но в отличие от Чичикова, который совершает определенные рискованные действия из-за желания достичь определенных целей, Хлестаков не имеет специальных планов по обману чиновников уездного города N. Хлестаков попадает в ситуации, которые носят приключенческий характер, совершенно случайно, а природный авантюризм Хлестакова помогает ему расширять эти границы приключений. Когда Хлестакова только посчитали ревизором, который должен был приехать в город, он не понял, что его приняли за другого. Возможно, если бы Хлестаков вел бы себя по-другому, то городничий и чиновники поняли бы, что Хлестаков – не ревизор, однако обман Хлестакова, не имеющий при этом цели претвориться другим человеком, способствовал развитию действия.


Авантюризм также является чертой и героя пушкинской повести. Уже то, что Емельян Пугачев решает выдать себя за умершего императора Петра III, который якобы остался жив, и становится руководителем восстания крестьян, говорит об его авантюризме. Герой рискует собственной жизнью, его действия стихийны, они не следуют четкому плану. Пугачев, поднимая бунт, прекрасно понимает, что его действия могут привести к казни, однако он надеется на то, что сможет прийти к такому же результату, как и другой самозванец Гришка Отрепьев. То, что Пугачев сравнивает себя с Григорием Отрепьевым, другим известным авантюристом, который выдавал себя за покойного царевича Дмитрия, вновь подчеркивает авантюризм Пугачева.

Авантюризм героев гоголевских и пушкинского произведений во многом определяют сюжет. Приключения Чичикова – основа сюжета «Мертвых душ», природный авантюризм Хлестакова становится причиной, по которой чиновники до самого конца верят в то, что Хлестаков является ревизором, авантюризм Пугачева выливается в крестьянский бунт, который оказывает влияние на жизни и судьбы и главных, и второстепенных персонажей.

У каждого персонажа свои причины авантюризма. Павла Ивановича Чичикова толкает на авантюрные действия стремление «копить копейку». У Хлестакова авантюризм заложен внутри, поскольку он находит приключения, даже не желая этого. Авантюризм Емельяна Пугачева рожден несправедливостью российской действительности, он поднимает бунт, потому что ему надоели притеснения властей и дворянского сословия по отношению к простому народу.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Герои-антиподы в русской литературе
  • Образы дельцов в русской литературе
  • Образы героев, жаждущих наживы в русской литературе
  • Образы представителей уходящей эпохи в русской литературе