Образы «книжных» героинь в русской литературе


Образы так называемых «книжных» героинь раскрываются во многих художественных произведениях отечественных писателей. Так, данные образы наблюдаются в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», и в пьесе М. Горького «На дне».

«Книжной» героиней в «Евгении Онегине» является Татьяна Ларина, в «Горе от ума» – Софья Фамусова, в «На дне» – Настя.

Во всех трех произведениях подчеркивается искренняя любовь героинь читать книги, в которых они находят то, что им необходимо для счастливой жизни. В пушкинском романе в стихах говорится о том, что Татьяне «рано нравились романы», что «они ей заменяли все». В грибоедовской комедии подчеркивается любовь Софьи к французским книгам. В горьковской пьесе показано, что Настя очень часто читает роман «Роковая любовь», на что указывает то, что книга была растрепана.


Татьяну Ларину, Софью и Настю как «книжных» героинь объединяет то, что книги занимали особо важное место в их жизни. Татьяна Ларина, как нетипичная представительница светского общества, не любила посещать светские мероприятия, большое количество времени она проводила за чтением романов, которые не могли не повлиять на ее мировоззрение. Софья была поклонницей французских романов, которые не могли не оказать влияние на нее. Насте чтение книг помогало уйти от реальной действительности, в которой ей приходилось быть девушкой легкого поведения, поэтому книги были единственным, что могло скрасить ее истинное существование и на время уйти от жизни в ночлежке.

Именно с помощью прочитанных книг героини придумывали идеал собственной жизни, именно в книгах они находят идеал любовных отношений. Героини пушкинского романа в стихах, грибоедовской комедии и горьковской пьесы относятся к книгам с особым трепетом, так как там описываются те чувства и эмоции, которые они хотят испытать в реальности сами. В «Евгении Онегине» говорится о том, что Татьяна Ларина «влюблялася в обманы // и Ричардсона и Руссо». А. С. Пушкин подчеркивает, что Татьяна влюбляется в Евгения Онегина неслучайно: в нем она видит персонажа прочитанных ею романов. В «Горе от ума» продемонстрирована взаимосвязь между чтением и любовью Софьи к Молчалину: именно из-за сентиментальных романов, в которых героиня находит идеал мужчины, Софья влюбляется в Молчалина, в котором она хочет видеть черты книжного идеала. В «На дне» показано, что под воздействием романа «Роковая любовь», который Настя читала очень часто, героиня придумала историю, искренне поверив в то, что она произошла в реальной жизни: Настя рассказывает обитателям ночлежки историю о том, как из-за несогласия его родителей с ней в брак не смог вступить студент-француз, который был в нее влюблен.

Татьяна Ларина и Софья в «книжном» отношении имеют больше сходств между собой, чем с Настей. Книги позволяют пушкинской и грибоедовской героиням найти свой идеал любви, именно из-за книг Татьяна и Софья влюбляются в Онегина и Молчалина, так как в них они пытаются найти черты идеального мужчины, хоть они на самом деле такими не являются. Настя также рисует с помощью прочитанных книг образ идеального мужчины и образ идеальных любовных отношений. Однако для героини пьесы «На дне» книги по большей части выполняют другую функцию, нежели для Татьяны Лариной и Софьи. Настя не находит в реальной жизни человека, который соответствовал бы ее книжному идеалу. Для М. Горького важно было показать, что с помощью книг Настя уходит от реальной действительности, которая ее по-настоящему угнетает. Настя называет француза-студента то Раулем, то Гастоном, что указывает на то, что рассказанной истории с Настей не было на самом деле, однако читатель понимает, что она повествует о любви с французом-студентом не из желания похвастаться перед ночлежниками, она действительно верит в то, о чем она говорит.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ героя-одиночки в русской литературе
  • Противоречие внешней жизни и внутренних устремлений героя в русской литературе
  • Неоднозначный взгляд автора на героя в русской литературе
  • Герои глазами других персонажей в русской литературе