Почему особым достижением Грибоедова-драматурга Пушкин считал язык комедии? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)


А.С. Пушкин считал особым достижениям А.С. Грибоедова как автора комедии «Горе от ума» язык данного драматического произведения. Почему же А.С. Пушкин был такого мнения?

А.С. Грибоедов писал свою комедию тогда, когда развивалось и широко распространялось такое литературное направление, как классицизм, для которого было характерно использование высокой лексики. В «Горе от ума» же присутствует разговорная лексика, что является одной из черт реалистического направления. Так как данное направление тогда только зародилось в русской литературе, язык, отображающий реалии того времени, действительно стал, как выразился А.С. Пушкин, «особым достижением».

За счет разностопного ямба А.С. Грибоедову удалось придать произведению характер живой, непринужденной беседы, что было важно для раскрытия конфликта двух общественных групп: «века минувшего» и «века нынешнего». Благодаря большому количеству монологов, принадлежащим устам Чацкому и Фамусова, которые высказывали противоположные друг другу позиции, автору удалось указать на то, что социальный конфликт является центральным.


А.С. Грибоедов уделяет особое внимание речевым характеристикам и еще большее – речевым самохарактеристикам. Большинство персонажей говорят собственным, индивидуализированным языком. Все главные герои самостоятельно высказывают свою позицию относительно жизни и свое отношение к фамусовскому обществу. Слова «Чины людьми даются; // А люди могут обмануться», «Служить бы рад, прислуживаться тошно» отображают позицию Чацкого. Слова «Кто беден, тот тебе не пара», «Уж коли зло пресечь: // Забрать все книги бы, да сжечь» характеризуют Фамусова. Слова «В мои лета не должно сметь // Свое суждение иметь» характеризуют Молчалина. Слова «Счастливые часов не наблюдают», «Что мне молва? Кто хочет, так и судит» характеризуют Софью. В большей степени образы персонажей раскрываются не через поступки и не через отношение к ним окружающих людей, а через их реплики и монологи. Причем раскрываются образы не только с помощью содержания фраз, но и с помощью формы и манеры речи. Так, речь Скалозуба, который имеет знания только в военной области, похожа на приказы.

Несмотря на индивидуализированную речь каждого персонажа, реплики представителей фамусовского общества имеют много общего. С богатыми и влиятельными, занимающими высокое положение в обществе людьми, общение с которыми может принести некоторую выгоду, представители «века минувшего» общаются совсем не так, как со своими слугами или теми, кого считают ниже себя по социальному или материальному положению. Такая общая речевая черта подчеркивает, что Фамусову и ему подобным свойственны лицемерие, чинопочитание, угодничество и подхалимство.

Отмечал А.С. Пушкин язык грибоедовской комедии также по той причине, что многие строки были потенциальными афоризмами. В письме к А.А. Бестужеву А.С. Пушкин утверждал: «О стихах не говорю – половина должна войти в пословицы». Действительно, автор «Горя от ума» настолько лаконично и ярко выражал собственные мысли относительно жизни в целом и общественной жизни в частности, что в минимуме слов наблюдался максимум смысла.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Смешными или страшными кажутся вам гости Фамусова в комедии Грибоедова «Горе от ума»?
  • Справедливы ли обвинения, брошенные Чацким фамусовскому обществу в финале комедии? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)
  • Сочувствуете ли Вы Софье Фамусовой, которая, по словам Грибоедова, «предпочла дурака умному человеку»? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)
  • Что общего и что различного в отношении Софьи и Чацкого к фамусовскому обществу? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)