Почему мир природы в лирике Есенина неразрывно связан с образами «братьев наших меньших»?


В лирике С.А. Есенина мир природы неразрывно связан с образами «братьев наших меньших». Выражая в стихотворениях любовь к животным, поэт подчеркивает свою любовь ко всей природе в целом.

В стихотворении «Мы теперь уходим понемногу» лирический герой утверждает, что он счастлив тем, что «зверье, как братьев наших меньших, // никогда не бил по голове». Читатель понимает, что поэт всегда относился к природе с уважением, следовательно, и к «братьям нашим меньшим», которые являются неотъемлемой частью природы. Называя животных «братьями нашими меньшими», С.А. Есенин демонстрирует свое отношение к ним: он не ставит человека превыше животных и природы, он ставит их наравне.

В стихотворении «Песнь о собаке» продемонстрированы чувства собаки, чьих семерых щенят утопил хозяин. Поэт демонстрирует, что у собаки были человеческие чувства, в то время как хозяина, утопившего живых существ, человеком в полном смысле этого слова назвать и нельзя.

В стихотворении «Я обманывать себя не стану» показана близость лирического героя к миру животных: «Для зверей приятель я хороший, // Каждый стих мой душу зверя лечит». Приятельские отношения между лирическим героем и животными подтверждаются тем, что «легкую походку» лирического героя знает «в переулках каждая собака», что каждая «задрипанная лошадь» ему «головой кивает». Лирический герой утверждает: «Средь людей я дружбы не имею, // Я иному покорился царству. // Каждому здесь кобелю на шею // Я готов отдать мой лучший галстук».


В стихотворении «Возвращение на Родину» показано, что лирический герой, вернувшись в родную деревню, понял, что из односельчан его никто не узнает, что только «собачонка» «по-байроновски» встречала его «с лаем у ворот». Автор подчеркивает близость не с людьми, а именно с животным миром.

В стихотворении «Мир таинственный» показано противостояние деревенского уклада жизни «железной» цивилизации. Лирический герой называет волка, который нападает на человека, «зверем моим любимым», поскольку тот противостоит «охотникам», которые его «травят», «зажимая в тиски облав». Лирический герой сравнивает себя с этим волком: «Как и ты, я, отвсюду гонимый, // Средь железные врагов прохожу». Лирический герой отмечает: как волк вынужден бороться с «двуногим недругом», так и он вынужден бороться с «железными врагами». Называя стихотворение «песнью звериных прав», автор ставит себя наравне с волком-зверем.

В стихотворении «Кобыльи корабли» вновь наблюдается сравнение лирического героя с животными: «Сестры-суки и братья-кобели, // Я, как вы, у людей в загоне». Лирический герой признается: «Никуда не пойду с людьми, // Лучше вместе издохнуть с вами». Видно, что автор негативно относится к тому, что «человек съел дитя волчицы», не обращая внимания на то, что ребенка волчице дал сам Бог. Лирический герой утверждает: «Не обижу ни козы, ни зайца». Он говорит о том, что в этот мир пришел «целовать коров». Лирический герой обращается к животным: «Звери, звери, приидите ко мне // В чашки рук моих злобу выплакать!».

Таким образом, С.А. Есенин в своих стихотворениях отображает неравнодушное отношение к животным, которые являются частью природы. Поэт, сравнивая себя с «братьями нашими меньшими», проявляет к ним заботу и уважение.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Я скажу: не надо рая...» — тема родины в лирике Есенина
  • «Несказанное, синее, нежное...» - образ России в творчестве Есенина
  • «Счастье бытия» в лирике Есенина
  • Тема русской деревни в лирике Есенина