Почему спор о лжи и правде был актуален для творчества Горького и в каких произведениях русской литературы раскрывается та же проблема?


М. Горький в пьесе «На дне» особое внимание уделяет спору о лжи и правде. Странник Лука считает, что в жизни можно использовать ложь во благо, чтобы дать человеку надежду на лучшее, чтобы замотивировать его на действия, направленные на изменения жизни к лучшему. Сатин понимает, что Лука обманывает ночлежников из «жалости к ближнему», однако он не поддерживает его, считая, что «богом свободного человека» является не что иное, как правда. Спор о лжи и правде актуален для творчества М. Горького, поскольку он, живя в эпоху социальных потрясений, понимал, что для того чтобы уйти от нищенского положения и изменить свою жизнь к лучшему, необходимо понимание жестокой реальности, а не самообман и жизнь в соответствии с ложными надеждами и иллюзиями, которые не способны принести человеку счастье.

Проблема лжи и правды раскрывается и в других произведениях русской литературы, поскольку она носит весьма философский характер и относится к «вечным» проблемам.


В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» показано, что Родион Раскольников, решивший проверить свою теорию о «право имеющих» и «тварях дрожащих», пойдя на убийство старухи-процентщицы, обманывал не только окружающих людей, но и самого себя. Сначала он переживает из-за того, что оказался «тварью дрожащей», а не «право имеющим», как ему казалось раньше. При этом Раскольников не давал себе возможность понять, что причиной его внутреннего конфликта является не несоответствие группе «право имеющих», а ошибочность и нежизнеспособность всей теории.

В романе подчеркивается, что жестокая теория Раскольникова противопоставлена «правде» Сонечки Мармеладовой. Как и герои горьковского «На дне» не могут найти счастье, основываясь на лжи, так и Родион Раскольников ощущает дискомфорт и не может обрести гармонию с самим собой, когда пытается заглушить правду. Ф. М. Достоевский показывает, что, только признавшись в содеянном преступлении и осознав несостоятельность своей теории, Родион Раскольников получил возможность встать на путь возрождения.

К теме лжи и правды обращался и А. Н. Островский в драме «Гроза». Катерина, изменившая своему мужу Тихону, пока тот находился в отъезде, не может спокойно жить дальше, она тяготится мыслями о грехе. Когда Катерина видит своего мужа, она становится сама не своя, видя во всех внешних обстоятельствах какие-то предзнаменования. Главной героине становится совестно, что она обманывает мужа, его семью и всех окружающих людей. Катерина открывает правду о любовных взаимоотношениях с Борисом, потому что она не привыкла лгать, как это делала, например, «приспособившаяся» к «темному царству» Варвара. Не то, что Катерина открыла правду окружающим людям, а то, что она солгала, то есть пошла против собственной сущности, становится одной из причин самоубийства Катерины. А.Н. Островский в драме «Гроза», как и М. Горький в пьесе «На дне», демонстрирует, что ложь не может принести человеку счастье, что она способна только разрушать жизнь.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Что привнёс в жизнь Актёра и других ночлежников странник Лука? (по пьесе Горького «На дне»)
  • Чем близки жизненные позиции Сатина и Луки и в каких произведениях русской литературы 19 в. герои ведут философские споры? (по пьесе Горького «На дне»)
  • Каким образом повлияли на судьбы ночлежников проповеди странника Луки? (по пьесе Горького «На дне»)
  • В чем смысл сопоставления жизненных позиций Луки, Сатина и Бубнова в пьесе Горького «На дне»