Тема жизни и смерти в произведениях русских поэтов


Многие русские поэты обращались в своих лирических произведениях к теме жизни и смерти. Данная тема находит отражение в стихотворениях С.А. Есенина «Мы теперь уходим понемногу» и «Не жалею, не зову, не плачу» и в стихотворении А.С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных».

Лирический герой стихотворения «Мы теперь уходим понемногу» намекает на то, что после смерти человек уходит в «ту страну, где тишь и благодать». Он отмечает, что в этой «стране» не цветут чащи, «не звенит лебяжьей шеей рожь», нет «нив, златящихся во мгле». Именно поэтому лирический герой «испытывает дрожь» перед «сонмом уходящих» и дорожит теми людьми, которые живут с ним на земле. Лирический герой чувствует возможность, что и ему скоро нужно будет уходить в ту самую «страну», то есть прощаться с жизнью. И настроение, звучащее в стихотворении двоякое: это и тоска, поскольку лирический герой любит жить, поэтому ему не хочется «бренные пожитки собирать», и счастье, поскольку у него была возможность «дышать и жить». Рассуждения лирического героя об уходящей жизни и приближающейся смерти подчеркивают важную мысль: смерть – это то, с чем сталкивается каждый человек, смерть – это неотъемлемая часть существования каждого человека.


Лирический герой стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» говорит о том, что всему на свете суждено погибнуть: «Все мы, все мы в этом мире тленны». Эта же мысль выражается автором метафорично: «Все пройдет, как с белых яблонь дым». Рассказывая обо всех произошедших с ним изменениях, лирический герой говорит о том, что он больше не будет молодым. Образ молодости в данном контексте символизирует жизнь, отсутствие же молодости – это «увяданье», которым, как признается лирический герой, он «охвачен». Признаваясь в том, что жизнь прошла быстро и незаметно, лирический герой грустит по «утраченной свежести», однако грусть эта сливается воедино с радостью и благодарностью за то, что у него была возможность «процвесть и умереть».

А.С. Пушкин в своем стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных» показывает, что лирический герой всегда задумывается о смерти: глядя на дуб, он думает о том, что этот дуб переживет его «век забвенный», как когда-то пережил «век отцов»; глядя на младенца, он думает о том, что он уступает ему место, ведь если у младенца есть еще возможность «цвести», то ему остается лишь «тлеть». Лирический герой задает себе вопросы, где же именно он встретит свою смерть: в бою, в странствии, в волнах или в соседней долине? Собственный день рождения лирический герой воспринимает как «грядущей смерти годовщину». Однако А.С. Пушкин показывает, что размышления лирического героя наполнены не только грустью, поскольку смерть – это естественный процесс, которого не нужно бояться. Осознавая, что «мы все сойдем под вечны своды», лирический герой мечтает о том, чтобы умереть «ближе к милому пределу».

Таким образом, С.А. Есенин в двух стихотворениях и А.С. Пушкин, обращаясь к теме жизни и смерти, выражают схожие мысли и отношение к жизни и смерти. Во всех трех стихотворениях отсутствует пессимистическое настроение, поскольку поэты осознают неизбежность смерти, которая уготована каждому живому существу. Лирические герои не боятся смерти, они относятся к ней спокойно, так как понимают, что это естественный процесс, который является частью существования любого человека. Они понимают, что спустя какое-то время они, как и все остальное на свете, обретут смерть. Но лирические герои, несмотря на приближающийся конец, радуются возможности жить, благодарят судьбу за то, что у них была эта возможность.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема (образ) зимы в произведениях русских поэтов
  • Тема искусства в произведениях русских поэтов
  • Тема (образ) креста в произведениях русских поэтов
  • Тема крестьянства в произведениях русских поэтов