Тема (образ) Москвы в произведениях русских поэтов


Многие русские поэты в своем творчестве обращались к образу Москвы. Данный образ находит отражение в стихотворении М.И. Цветаевой «Москва! Какой огромный странноприимный дом!», в стихотворении В.В. Маяковского «Прощание» и в стихотворении О.Э. Мандельштама «Все чуждо нам в столице непотребной».

В цветаевском стихотворении Москва представлена как «странноприимный дом», то есть дом, в который принимают всех странников. Лирическая героиня, говоря о том, что «всяк на Руси – бездомный», утверждает, что все бездомные придут в Москву. Это говорит об уверенности лирической героини в том, что Москва как «огромный» город примет всех бездомный, сделавшись для них настоящим «домом». Москва изображается в стихотворении как приют или пристанище для всех бездомных на Руси. Строка «Мы все к тебе придем» говорит о том, что лирическая героиня ставит себя в число бездомных, по сути утверждая, что Москва дала ей приют и пристанище. Сердцем Москвы М.И. Цветаева называет Иверскую часовню Божьей Матери рядом с Красной площадью: «Там Иверское сердце». Строки «И льется аллилуйя // На смуглые поля» помогают автору продемонстрировать Москву как благословенную землю. В стихотворении авторская позиция выражена обращением лирической героини к городу, которое завершает все лирическое произведение: «Я в грудь тебя целую, // Московская земля!».


Лирический герой стихотворения В.В. Маяковского, последние часы находясь в Париже, отмечает следующее: «Париж // Бежит, // Провожая меня, // Во всей // Невозможной красе». Лирическому герою тяжело прощаться с Парижем, с которым он чувствует неразрывную связь, однако его любовь к Родине оказывается намного сильнее: он готов отказаться от жизни в Париже для того, чтобы вернуться на Родину. Лирический герой утверждает: «Я хотел бы // Жить // И умереть в Париже, // Если б не было // Такой земли – // Москва». Следует отметить, что лирический герой говорит «Москва», а не «СССР». В данном стихотворении Москва становится символом Родины лирического героя: говоря о Москве, он думает не столько о Москве, сколько обо всем Советском Союзе.

Отношение лирических героев стихотворений М.И. Цветаевой и В.В. Маяковского отличается от отношения лирического героя стихотворения О.Э. Мандельштама. Он называет Москву «столицей непотребной» и «дремучей», в которой «все чуждо». В стихотворении даны не особо приглядные характеристики: «сухая черствая земля», «страшный вид разбойного Кремля», «буйный торг на Сухаревке хлебной», «базаров бабья ширина». В стихотворении неслучайно оказывается образ птичьих стай, «густые перелеты» которых «угрюмые волнуют небеса»: здесь прослеживается мысль о том, что многие люди покидают Москву, как птицы, летящие на зимовку.

Таким образом, в стихотворениях М.И. Цветаевой, В.В. Маяковского и О.Э. Мандельштама отразились авторские отношения к городу Москве. У каждого поэта это отношение личное. Для В.В. Маяковского Москва олицетворяла всю страну, которую он любил всем сердцем. У М.И. Цветаевой Москва представлена в виде приюта и пристанища для всех жителей страны. И В.В. Маяковский, и М.И. Цветаева в своих стихотворениях признаются Москве в любви, чего нельзя сказать об О.Э. Мандельштаме, который продемонстрировал Москву как чуждый город, у которого есть много недостатков. Но и признание в любви к городу, и демонстрация своего негативного отношения к нему говорят о том, что поэты обращались к образу Москвы как к важной отражающей современной им окружающей действительности.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема (образ) моря в произведениях русских поэтов
  • Тема (образ) ночи в произведениях русских поэтов
  • Тема одиночества в произведениях русских поэтов
  • Тема (образ) осени в произведениях русских поэтов