Тема ответственности человека перед обществом в отечественной литературе второй половины XX – начала XXI в.


В отечественной литературе второй половины XX – начала XXI вв. наблюдается обращение к теме ответственности человека перед обществом. Данная тема находит отражение в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» и в повести А.Г. Алексина «Безумная Евдокия».

В повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» поднимаются такие важные проблемы, как заботливое отношение к природе и сохранение памяти. Представители старшего поколения и представители младшего поколения по-разному относятся и к природе, и к памяти.

Старуха Дарья и другие пожилые жители Матеры не хотят уезжать из деревни, поскольку они ценят природу и неравнодушно относятся к ней. Представители молодежи не видят ничего плохого в переезде, некоторые из них выступают за затопление Матеры, чтобы на ее месте построить гидроэлектростанцию.


Автор показывает, что, находясь в стремлении к техническому прогрессу, человек не понимает того, что затопление целого острова приведет к экологическим проблемам, которые скажутся если не на них, то на их потомках. В отличие от молодого поколения, старшее поколение чувствует ответственность перед потомками. Пожилые люди не хотят оставлять место, где прошла их жизнь и жизнь их предков. Желая сохранить память о своих умерших родных и близких, Дарья просит сына Павла и внука Андрея перезахоронить могилы родственников, однако Андрей не понимает, зачем его бабушке это нужно, он вопрошает: «Неужто <…> придется отрывать могилы и выгребать то, что осталось от покойников, похороненных давным-давно, когда еще и его не было на свете? Зачем?». Представители старшего поколения, в отличие от представителей младшего поколения, чувствуют ответственность перед предками за несохраненную память.

В повести А.Г. Алексина «Безумная Евдокия» продемонстрировано, что ответственность перед обществом ощущает учительница Евдокия Савельевна. Когда героиня на родительских собраниях говорила о том, что «важно прививать детям чувство прекрасного, учить их замечать и понимать красоту», она имела ввиду не внешнюю, а внутреннюю красоту, а также красоту природы и явлений окружающей действительности. Евдокии Савельевне было важно научить детей нравственности.

Классная руководительница 9 «Б» класса, придерживаясь идеи коллективизма, пыталась привить у учеников чувства причастности к общему делу. Евдокия Савельевна никого не выделяла в классе, она демонстрировала, что каждый человек имеет значение в обществе. После пропажи ученицы Оли, которая не понимала идей, как она ее называла, «безумной» Евдокии, учительница сказала ее родителям важную истину: желание быть первым во что бы то ни стало никогда не принесет человеку положительных результатов. Евдокия Савельевна чувствовала ответственность за настоящее и будущее своих учеников, поэтому она всегда пыталась приобщить Олю к жизни всего класса, обращая внимание не только на собственные способности и возможности, но и на интересы других людей. Евдокия Савельевна пыталась развить у своих учеников «талант человечности». Учительница думала прежде всего не о себе, а обо всем обществе, в котором, по ее мнению, нет места эгоизму.

Таким образом, В.Г. Распутин и А.Г. Алексин выражают следующую мысль: каждый человек должен чувствовать ответственность перед своими современниками, перед предками и потомками.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема обновления жизни в произведениях отечественной литературы второй половины ХХ – начала ХХI в.
  • Тема совести в отечественной литературе XX – начала XXI в.
  • Мир ребёнка в прозе одного из писателей XX – начала XXI в.
  • Тема служения добру в произведениях отечественной прозы второй половины ХХ – начала ХХI в.