В чём своеобразие проявления авторской позиции в пьесе Горького «На дне»?


Пьеса М. Горького «На дне» отличается тем, что в ней нет ярко выраженной авторской позиции, она прослеживается только через раскрытие противоречивых образов персонажей и их идейного спора.

Важное место в драме занимает спор относительно правды и лжи. Собственную позицию высказывают три персонажа: Лука, Бубнов и Сатин. Если Лука считает, что правда может служить «обухом» для человека, и пользуется «утешительной» ложью при общении с ночлежниками, то Сатин и Бубнов выступают против лжи. Однако правда Бубнова отличается от правды Сатина: если первый считает, что правду нужно «валить», даже если она губительна для человека, то второй выступает за правду веры в человека. Правда Бубнова для автора слишком жестока, поэтому главными идейными противниками в пьесе становятся Лука и Сатин.


С первого взгляда позиция Луки имеет место быть: он говорит находящейся на грани жизни и смерти Анне о покое, который она получит вместе со смертью, чтобы утешить ее; он советует Ваське Пеплу идти в Сибирь, подталкивая его на изменение жизни к лучшему; он заставляет Наташу задуматься над тем, чтобы уйти вместе с Васькой Пеплом, чтобы уйти от власти жестокой сестры Василисы и ее мужа Костылева; он упоминает в беседе с Актером существование бесплатной лечебницы для зависимых от алкоголя, чтобы Актер перестал пить, начал работать и менять жизнь к лучшему. Однако через судьбы всех персонажей, к которым была применена «утешительная» ложь Луки, автор развенчивает его позицию. Анна, желающая пожить хотя бы «немножко», в итоге умирает, прожив не такую уж долгую жизнь, постоянно сталкиваясь с жестокостью по отношению к ней, Васька Пепел отправляется в тюрьму за случайное убийство Костылева, Наташа, обваренная кипятком, опрокинутым на нее Василисой, оказывается в больнице, Актер, узнав о том, что лечебницы на самом деле не существует, теряет всякую надежду на изменение жизни к лучшему и совершает самоубийство. М. Горький демонстрирует, что «утешительная» ложь, основанная на ложных надеждах и иллюзиях, не может принести человеку счастье.

Во многих высказываниях Сатина прослеживается авторская позиция, несмотря на то что Сатин является ночлежником, тюремщиком, убийцей, шулером и пьяницей. М. Горький вкладывает собственные мысли в уста Сатина по той причине, что больше их вложить было некому. Сатин – не положительный персонаж и не герой-идеолог, а герой-резонер. Среди высказываний Сатина, которым, к слову, противопоставлен его образ жизни, наблюдается точка зрения драматурга: «Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо!», «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!», «Человек – вот правда!», «Человек – свободен... он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за все платит сам, и потому он – свободен!..».

М. Горький не идеализирует ни одного из персонажей всей пьесы, он демонстрирует, что и Лука, и Сатин, спор которых играет важную роль в идейно-смысловом содержании, имеют как положительные, так и отрицательные черты. Но наделяет автор имеющих противоположные позиции относительно правды и лжи Луку и Сатина и общей чертой: человеколюбием. Сатин признается, что из всех ночлежников только Лука понимает, что «человек – вот правда». Человекоцентризм героев-антиподов помогает выразить авторскую позицию, гласящую, что именно человек является центром мироздания.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Что, по-вашему, позволяет говорить о трагизме финала пьесы Горького «На дне»?
  • Какой персонаж пьесы Горького «На дне» в споре о правде и лжи кажется вам наиболее убедительным и почему?
  • Можно ли кого-то из персонажей пьесы Горького «На дне» назвать положительным героем?
  • Судьба какого героя пьесы Горького «На дне» вызывает у Вас большее сочувствие и почему?