13.1. «Многоточие – частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала» - Н.С. Валгина (по тексту Л.Н. Андреева)


Известный современный лингвист Нина Сергеевна Валгина утверждает, что многоточие является частым и незаменимым знаком большого эмоционального накала. С ее словами нельзя не согласиться: действительно, когда человека переполняют чувства, возникает недосказанность, обрывается мысль, теряются слова.

В тексте известного русского писателя Леонида Николаевича Андреева используется много многоточий. Так, например, в диалоге барчонка и Алеши, (предложениях 17, 19) автор ставит многоточия, желая, таким образом, показать протяжную, жалостливую интонацию нищего. Алеша просит деньги, но мало говорит: он обрывает речь, а его собеседник сам уже додумывает, насколько же плохо тому живется. Тощее тело, синее лицо, красные ручонки, рваная одежда и сбивчивая речь как нельзя лучше воздействуют на чувства. Мальчик сразу же проникся жалостью к незнакомцу – тому даже не пришлось что-то долго объяснять. Также многоточия в данной ситуации намекают на чувство стыда от беспомощности, показывают робость несчастного, его физический недостаток – неразвитость речи.


Во втором, кульминационном моменте, в диалоге разгневанного барчонка с пьяницей Акулиной, также используются многоточия. Рассерженный мальчик задыхался от переполнявшего его возмущения и обиды, поэтому сразу же спросил, говорит ли Алеша правду, что у него отобрали деньги (предложение 64). Многое бы, наверное, хотел сказать барчук, но слова застревали у него комом. Он был поражен наглостью бесстыжей тетки, ее невозмутимом видом и уверенностью в том, что она абсолютно права. Акулина не стыдилась ни того, что она пила, ни того, что заставляет побираться Алешку. Ее ни капли не смущало то, что ее обман всплыл наружу, она была дерзкой и нахальной. «Вы…мерзкая женщина!» – выкрикнул в сердцах барчук, но за этими прерывающимися простыми словами скрывалась целая тирада ругательств. Видно, что мальчик из хорошей семьи не привык ругаться, особенно с взрослыми, даже эти слова из его уст были более, чем достаточным ругательством. Барчук был бессилен перед этой пьяницей, осознавая свою беспомощность, он терялся.

Он сразу же осознал всю трагичность ситуации и понял, как горько ошибался относительно того, что сможет помочь Алеше. У мальчика лишь хватило сил, чтобы пригрозить мерзавке жалобой к губернатору, а дальше его речь прервалась, потому что в горле стояли слезы (предложение 74). Предусмотрительный и осторожный дворник не стал дожидаться, пока неадекватная женщина бросится на мальчонку, и быстро увел его прочь из злосчастного дома.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что многоточия действительно являются частым и незаменимым знаком большого эмоционального накала. Их используют там, где нужно показать гнев, обиду, возмущение, там, где человек теряется в словах от большого стресса. Также многоточия могут показать нерешительность, чувство стыда, неуверенности, страха. Многоточия уместны в ситуациях, где человек не может совладать с эмоциями.




Вариант 26 - сочинения 13.2. и 13.3.:

  • 13.2. «С быстротой не рассуждающего детства я составил чудный план помощи Алеше, имевший целью не только спасти его от холода...» (по тексту Л.Н. Андреева)
  • 13.3. Почему важно сочетать милосердие с рассудительностью? (по тексту Л.Н. Андреева)