13.2. «С быстротой не рассуждающего детства я составил чудный план помощи Алеше, имевший целью не только спасти его от холода...» (по тексту Л.Н. Андреева)


В приведенном отрывке автор показывает, насколько главный герой проникся сочувствием к юродивому Алеше. Он был настолько захвачен собственным благородным порывом, что напрочь отбросил рассудительность и здравый смысл.

Как следует из текста, мальчик однажды увидел Алешу у дома своего крыльца, и строго поинтересовался, что тот делает. Наблюдая за оборвышем, барчук заметил его синее лицо и красные от холода руки, тощее тело и ветхую одежду (предложения 9, 10, 22). Незнакомец смотрел на него с глазами, полными мольбы и отчаяния, что было отчасти потому, что он и в самом деле был обездолен. Отчасти же это была уже выученная манера поведения профессионального побирушки, которому нужно было выпросить как можно больше денег на покупку спиртного для приютившей его тетки Акулины. Добрый мальчик из богатой семьи сжалился над несчастным оборванцем, для него эта картина была необычна до дикости. Он представил, как невыносима тяжела жизнь этого мальчишки, но переоценил свои усилия, думая, что он сможет изменить его судьбу.

Барчонок поспешил в дом затем, чтобы выпросить у матери побольше денег, пользуясь ее добротой и особым расположением как к первенцу (предложение 28). В этот момент мальчик не думал о том, что обделяет собственную мать: для него спасение Алеши было главным делом. Мать просила вернуть потом часть денег назад, но сын решил ее обмануть, решив, что она не обеднеет. Само по себе положительное чувство милосердия к другому породило в нем негативные качества – лживость и безразличие по отношению к близкому человеку.


Получив рубль, барчук сразу начал строить грандиозные планы по перевоспитанию Алеши, мечтать о том, как он осчастливит его и позволит ему прожить безбедно целые десятилетия (предложение 25). Радость настолько переполняла барчонка, что он поспешил поделиться ею с дворником Василием, рассказывая с гордостью о том, как он помог несчастному. Наверное, никогда еще не был этот мальчик так счастлив – настолько ему хотелось кого-то облагодетельствовать, кому-то помочь. Конечно же, как и полагается в хороших семьях, ему наверняка внушали мысли о том, что нужно быть добрым, помогать, проявлять милосердие и сочувствие. Вот только никто, похоже, не разъяснил мальчику, что помощь не должна быть бездумной, милосердие должно всегда сочетаться с рассудительностью.

Когда барчонок узнал правду о том, что Акулина, как обычно, успела пропить выпрошенные Алешкой деньги, в нем вскипело чувство негодования и обиды (предложения 71-73). Теперь он, конечно же, будет умнее, нравственно взрослее, а до этой неприятной ситуации в нем жило детское чувство, подсказывающее, что помогать нужно всем, без исключения.

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что главный герой проникся к нищему милосердием «нерассуждающего детства», то есть он был наивен и неопытен. Мальчиком двигало чувство доброты и сострадания, он еще не знал, что не всем можно верить, и что порой под жалостливой маской может скрываться хитрая, расчетливая натура.




Вариант 26 - сочинения 13.1. и 13.3.:

  • 13.1. «Многоточие – частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала» - Н.С. Валгина (по тексту Л.Н. Андреева)
  • 13.3. Почему важно сочетать милосердие с рассудительностью? (по тексту Л.Н. Андреева)