13.2. «Ничто не в силах выплеснуть из меня этот весенний плеск, светлую весну жизни… Вошло – и вместе со мной уйдет» (по тексту Шмелева)


В заключительных строках приведенного текста рассказчик убежден в том, что его детские впечатления будут сопровождать его в течение всей жизни, они станут приятным воспоминанием о его счастливом детстве в окружении дорогих ему людей. Та весна останется в памяти взрослого самой теплой и солнечной, плеск ручьев и щебет птиц – самыми оживленными и радостными. Первый опыт взаимодействия с окружающим миром станет самым ярким и волнующим, необыкновенным и ценным. И, пока этот человек будет жив, он не перестанет вспоминать ту самую весну из раннего детства с ее звуками, красками, запахами; с ликованием в душе и предвкушением счастья он будет ожидать каждое последующее пробуждение природы после долгой зимы. Весна дарит надежду на лучшее, счастливое, незабываемое.

Рассказчик с восторгом делится своими детскими впечатлениями, вспоминая каждую деталь, связанную с той самой весной из детства. Все ему казалось тогда сказочным и прекрасным: в саду «спит» тяжелая и большая зима, но ей осталось там недолго залеживаться. Уже надулся снег черными горбами: очевидно, ему тоже надоело скучать и он торопится превратиться в веселые журчащие ручьи, чтобы со звоном побежать по пригоркам. Все радуется весне и ликует: «столько плеска кругом, и блеска, и гомона!» Любое препятствие, не слишком приятное явление (например, зима) всегда оказывается временным, оно «тает» в лучах радости, желания жить и любви ко всему живому. Ребенок заворожено, «как во сне», наблюдает праздник природы, ему кажется, что она смеется, расправившись с зимой, как с лютым врагом. Об этом свидетельствуют предложения 42, 43, 44.


В предложениях 45, 46, 47 автор признается, что этот весенний плеск навсегда остался в его глазах как самое чудесное воспоминание: очевидно, что теперь, будучи взрослым, он каждый раз по-детски радуется весне и втайне предвкушает какое-то обновление, наступление чего-то сказочного и необыкновенного. Все весенние запахи, краски, звуки слились в его памяти как неповторимое очарование, несущее ласку и грубость, бойкость и томление. Мужик Михайла стал олицетворением мира русского мужика, воплощением лучших качеств простого русского человека. Грубоватый и ласковый, искренний и лукавый, простой и мудреный одновременно, этот человек навсегда остался «живым в душе» выросшего мальчика, потому что пробудил в нем любовь к природе, к людям, к русской культуре. Автор утверждает, что он с этим связан теперь навсегда.

Таким образом, становится очевидным, что рассказчик благодарен своим детским впечатлениям за то, что они ему дают непреходящую любовь к природе, людям, русской культуре и радость жизни. Детские воспоминания согревают душу уже взрослого человека, помогают с трепетом и интересом смотреть на окружающий мир, ценить людей и те приятные моменты, которые они дарят, находясь рядом. Автор понял, что все в жизни достойно внимания, детального изучения и восхищения: дорог каждый момент, ведь в мелочах порой скрыто самое главное.




Вариант 1 - сочинения 13.1. и 13.3.:

  • 13.1. При помощи тире передается высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряженность – Н.С. Валгина (по тексту Шмелева)
  • 13.3. Какой след в душе человека оставляют детские воспоминания? (по тексту Шмелева)