13.1. При помощи тире передается высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряженность – Н.С. Валгина (по тексту Шмелева)


Известный лингвист Нина Сергеевна Валгина в своем высказывании отметила, что при помощи тире передается высокая эмоциональная нагрузка и психологическая напряженность, и с этим нельзя не согласиться.

Так, например, в предложении 27 с помощью тире автор воссоздает эффект неожиданности. Маленький ребенок не ожидал, что доски начнут качаться, возникнет риск упасть. В этом фрагменте текста отчетливо чувствуется высокая эмоциональная нагрузка: хорошее настроение мальчика, вызванное яркими, ослепительными весенними лучами солнца, нарядным пальтецом и новенькими калошками быстро сменилось отчаянием от надвигающейся опасности. Ребенок сразу осознал все ужасные последствия своего возможного падения в лужу: он испачкает новую одежду, промокнет, а дома, возможно, будет наказан за испорченные вещи и неосторожность. Выпустят ли его взрослые тогда больше гулять? Наверное, нет.


В предложении 38 тире также передает значительную психологическую напряженность: нянька кричит и суетится, знакомый черный цветастый платочек угрожающе приближается. Ребенок понимает, что его будут ругать и, скорее всего, сегодняшняя приятная прогулка на этом окончится. Также в этом предложении тире привносит эффект неожиданности: не успела орущая нянька добежать до своего подопечного, как его подхватывает ласковый Михайла, начинает тискать и урчать. Знакомый, родной запах деревянного масла и стружек успокаивает маленького мальчика, он вздыхает с облегчением и радуется своему спасению. Ребенок чувствует защиту в лице большого, взрослого мужчины, для которого падение в лужу является чем-то обыденным, незначительным, а не катастрофой. В последнем предложении 49 тире также привносит некоторую неожиданность: весь спектр эмоций, которые мальчик испытал в этот чудесный весенний день, станет первым жизненным опытом и навсегда останется в его сознании. Все запечатлелось: радость и оживление от яркого весеннего солнца, гомона птиц и журчания ручьев, тревоги и волнения от настигнутой опасности. Часто во взрослом возрасте людям так хочется, чтобы, как в детстве, каждый день был таким же насыщенным, ярким, интересным.

Таким образом, можно убедиться, как с помощью тире передается высокая эмоциональная нагрузка и психологическая напряженность. Этот знак препинания помогает воссоздать волнующую картину, передать переживания мальчика. Читатель получает возможность посмотреть на сложившуюся ситуацию глазами ребенка, испытать его эмоции: радость от весенних лучей и долгожданного выхода на улицу, восторг от нового красивого пальто и блестящих калош, страх от внезапно закачавшихся досок, тревогу от крика няньки, облегчение и успокоение от взрослых рук. Автор помогает, таким образом, читателю вспомнить собственное детство, свои переживания и первые впечатления от взаимодействия с окружающим миром. Тире может многое сказать без лишних слов, охарактеризовать личность героев, выдать читателю их эмоции и психологическое состояние.




Вариант 1 - сочинения 13.2. и 13.3.:

  • 13.2. «Ничто не в силах выплеснуть из меня этот весенний плеск, светлую весну жизни… Вошло – и вместе со мной уйдет» (по тексту Шмелева)
  • 13.3. Какой след в душе человека оставляют детские воспоминания? (по тексту Шмелева)