9.3. Почему мир меняется вокруг взрослеющего ребёнка? (по тексту Б.Л. Пастернака)


Взросление – это процесс перехода от детского восприятия мира к взрослому восприятию мира. С каждым годом человек взрослеет; не может человек сначала быть ребенком, а потом резко превратиться во взрослого человека. Он должен постепенно преодолевать различия между детским и взрослым восприятием окружающего мира. Во временем взгляды человека претерпевают изменения, и те вещи, которые раньше радовали его и приносили удовольствие, со временем перестают быть такими важными и необходимыми. Человек по-другому смотрит на те вещи, которые делал раньше, и отказывается от них, так как его интересуют уже более серьезные вещи. Если отвечать на вопрос «Почему мир меняется вокруг взрослеющего ребенка?», то нужно сказать о том, что меняется не сам окружающий мир, а отношение взрослеющего ребенка к этому миру.

Проблема взросления поднимается в тексте Б.Л. Пастернака. В нем говорится о мальчике Нике и девочке Наде, которые находятся в процессе взросления. В предложениях 26-32 говорится о том, что герои начинают ссориться, что приводит к драке в воде. Автор показывает, что если данная борьба в воде раньше вызывала у них положительные эмоции (смех и радость), то сейчас они молчали и считали произошедшее чем-то бессмысленным. В тексте показаны смены эмоций Ники и Нади. Детское восприятие мира постепенно сменяется на взрослое восприятие. Ника уже задумывается о своем будущем, когда говорит о том, что ему надоело учиться, что уже пора «начинать жизнь» и «идти в люди». Б. Л. Пастернак показывает, что пустая трата времени, которая характерна для детского возраста, больше не привлекает Нику, он уже задумывается о тех проблемах, которыми интересуются все взрослые люди.


Проблема взросления находит отражение и в других произведениях литературы. В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» показан переход детского мировоззрения ко взрослому мировоззрению. Сначала Петр Гринев рисуется как недоросль, который не хочет ничем заниматься. У него еще не сформированы нравственные ориентиры, моральные ценности. Юный герой уверен в том, что он ничего не должен делать для собственной жизни, потому что этим должны заниматься другие люди. Только тогда, когда Петр Гринев отправляется на службу в Белогорскую крепость (а не в Петербург, куда хотел Гринев, чтобы там веселиться и праздно жить), он начинает понимать, что человек строит свою жизнь самостоятельно, что за каждый поступок человек должен нести ответственность. А.С. Пушкин показал смену отношения Петра Гринева к окружающему миру: из недоросля, стремящегося к праздной жизни, он превратился в мужчину, который руководствовался принципами чести, достоинства и справедливости.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что с процессом взросления связана постепенная смена детского восприятия мира на взрослое восприятие. Взрослеющий подросток по-другому смотрит на прежнее поведение и становится более серьезным, формирует те нравственные ценности, в соответствии с которыми он будет жить и развиваться дальше.

С полным текстом Б.Л. Пастернака можно ознакомиться по ссылке.




Вариант 25 - сочинения 9.1. и 9.2.:

  • 9.1. «Синонимы, называя одно и то же, всегда чем-нибудь различаются» - Н.М. Шанский
  • 9.2. «А теперь они молчали и еле дышали, подавленные бессмыслицей случившегося» (по тексту Б.Л. Пастернака)