9.1. «Синонимы, называя одно и то же, всегда чем-нибудь различаются» - Н.М. Шанский


С высказыванием Н.М. Шанского о сущности синонимов нельзя не согласиться.

Синонимы – это слова одной части речи с полным или частичным совпадением лексического значения. С синонимией связана возможность выбора. Общеупотребительное слово может иметь несколько синонимов, которые более экспрессивны. Казалось бы, слова называют одно и то же явление, признак или действие, однако синонимы все равно отличаются стилистическим оттенком и степенью выразительности и эмоционального напряжения. В зависимости от контекста говорящий выбирает более подходящее из всех синонимов средство. Одно средство, например, будет иметь негативную окраску, а другое – положительное, но называть они будут одно и то же явление. Поэтому когда человек строит свое высказывание, он тщательно подбирает слова, выбирая их из многочисленных синонимов, которые имеют индивидуальные окраски. Употребление нейтрального слова, слов для усиления или ослабления эмоциональности связано с целью говорящего, с ситуацией общения. Стоит отметить, что синонимы бывают не только лексическими, но и морфологическими (синонимы в сфере частей речи) и синтаксическими (синонимы в сфере синтаксических конструкций).

Для доказательства высказанной точки зрения можно обратиться к тексту Б.Л. Пастернака.


Предложение 25 звучит следующим образом: «Ты дура». Это слова Ники в адрес Нади, начинающие ссору между персонажами. У использованного слова есть множество синонимов. Ника мог использовать слово «глупая», которое было бы менее оскорбительным. Однако слово «дура» помогает передать накаленную обстановку между мальчиком и девочкой, передать те чувства, которые испытывал в тот момент Ника. Автор вкладывает в уста своего персонажа именно это слово, выбирая его из многочисленных синонимов, чтобы показать юношеское восприятие мира, вспыльчивый характер, свойственный подросткам. Сказанное мальчиком слово очень экспрессивно, придает высказыванию эмоциональный характер, привлекая читателя к образу героя и к раскрытию проблемы взросления.

Предложения 37-38 представлены как противопоставления: в 37 предложении показано, что бы делали Надя и Ника недавно, а в 38 предложении говорится о том, как они ведут себя сейчас, когда уже повзрослели. Из всех синонимичных синтаксических конструкций автор выбрал именно эту, так как она более выразительна. С помощью союза «а», которым начинается предложение 38, происходит связывание воедино двух предложений и в то же время противопоставление этих предложений. Данная синтаксическая конструкция помогает выразить основную мысль всего текста: мировоззрение персонажей поменялось благодаря тому, что они повзрослели и стали смотреть на вещи другими глазами.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что синонимы в области лексики, морфологии, синтаксиса выражают одну и ту же мысль, однако делают это все же по-разному. Связано это со стилистической окраской языкового явления. Выбор слова, части речи или синтаксической конструкции среди многочисленных синонимов зависит от контекста и ситуации общения.

С полным текстом Б.Л. Пастернака можно ознакомиться по ссылке.




Вариант 25 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «А теперь они молчали и еле дышали, подавленные бессмыслицей случившегося» (по тексту Б.Л. Пастернака)
  • 9.3. Почему мир меняется вокруг взрослеющего ребёнка? (по тексту Б.Л. Пастернака)