13.3. «Полезно или вредно быть фантазером?» (по тексту А.Т. Аверченко)


Фантазия – это способность к творческому воображению и выдумкам, мечта, плод воображения. В тексте Аркадия Тимофеевича Аверченко богатой фантазией был наделен главный герой, школьник Семен Панталыкин. Полезно или вредно быть фантазером? Наверное, все-таки полезно. Ведь человек, лишенный воображения и способности фантазировать, теряет очень многое. Например, ему недоступны яркие, захватывающие эмоции, поэтому его жизнь проходит однообразно и скучно. Также он лишен творческой выдумки, а значит, вряд ли сможет подготовить интересный проект или мероприятие, написать увлекательную книгу или хорошее сочинение. Однако чрезмерное проявление фантазии может и навредить, в том случае, когда человек начинает жить в воображаемом, а не реальном пространстве. Увлекаясь, он перестает замечать красоту окружающего мира, упускает многие возможности, которые бы он мог использовать для решения реальных задач.

Примеры того, как работает фантазия, представлены в тексте Аркадия Тимофеевича Аверченко: способность к выдумкам и творческому воображению принесла главному герою, как пользу, так и вред. Читатель узнает о том, что Семен Панталыкин был весьма разносторонним развитым человеком: его фантазия вдохновляла его много читать, узнавать интересное. В предложении 44 мальчик сильно переживает, что ему из-за двойки по математике не оформят подписку на любимый журнал «Вокруг света», в предложении 4 говорится о том, что коронная фраза «Я погиб» была заимствована подростком из приключенческого романа Майн Рида. Все это свидетельствует о том, что фантазия положительно влияла на школьника, потому что вдохновляла его развиваться и много читать. Однако иногда фантазия имела и негативное влияние: мальчику дали на решение задачи всего двадцать минут, а он их провел в бесполезных раздумьях о героях, упоминавшихся в условии задачи (предложения 9-31). Мальчик целых четверть часа думал о том, как зовут этих крестьян, зачем они отправились из дома, почему шли пешком. В конце урока он получил двойку, потому что не выполнил решения.


О том, как работает человеческая фантазия, писали многие авторы. Например, в рассказе Антона Павловича Чехова «Мальчики» повествуется о юных героях, мечтавших осуществить кругосветное путешествие. Мальчишки желали приключений, схватки с дикими племенами и хищниками. Они грезили о подвигах и богатых трофеях, воображали себя героями и храбрецами. Им было интересно побывать в новых, еще никем не открытых землях, добыть золото, шкуры животных и слоновую кость.

С одной стороны, их фантазия помогала им развиваться, много читать и узнавать новое. С другой стороны, их богатое воображение чуть было не наделало беды: увлекшись мечтой, гимназисты сбежали из дома и были возвращены с помощью полиции.

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что фантазия может работать как на пользу, так и на вред человека. Все зависит от чувства меры и уместности.




Вариант 8 - сочинения 13.1. и 13.2.:

  • 13.1. «Постановка знаков препинания делает письменное изложение мыслей точным, ясным, удобным для понимания» – И.В. Гусарова (по тексту А.Т. Аверченко)
  • 13.3. «Полезно или вредно быть фантазером?» (по тексту А.Т. Аверченко)