13.1. «Постановка знаков препинания делает письменное изложение мыслей точным, ясным, удобным для понимания» – И.В. Гусарова (по тексту А.Т. Аверченко)


Известный русский современный лингвист Ирина Васильевна Гусарова считает, что «постановка знаков препинания делает письменное изложение мыслей точным, ясным, удобным для понимания». С этим высказыванием нельзя не согласиться: знаки препинания действительно делают речь более понятной, доступной для восприятия. Они выполняют вспомогательные функции разделения и выделения смысловых фраз, фрагментов предложений, указывают на логические и грамматические отношения между словами, а также на коммуникативный тип предложения и его эмоциональную окраску.

В тексте Аркадия Тимофеевича Аверченко употреблены различные знаки препинания, в зависимости от соответствующей смысловой нагрузки и эмоционального посыла говорящего. Так, например, в предложениях 36-37, 42-43, 47 знак тире используется для обозначения диалога, происходившего между незадачливым учеником Семеном Панталыкиным и строгим учителем математики. Без знака тире фразы представляли бы собой набор предложений без пояснения, кому принадлежит то или иное высказывание. Таким образом, тире в диалоге выполняют разделительную функцию, чтобы читатель не запутался в предложениях.


В предложениях 9, 10, 12, 17, 19, 21, 24, 26, 29, 30 используется знак завершения – вопросительный знак. Здесь он служит не столько для того, чтобы отделить предложения, сколько для воссоздания картины размышлений Семена Панталыкина. Все названные вопросы – риторические, то есть заданные героем самому себе. Школьник начинает думать над задачей, но его фантазия подсовывает ему череду непродуктивных вопросов, уводя его все дальше от реального решения задачи. Мальчик судорожно пытается воссоздать ненужные подробности, чтобы добраться до самой сути. Для него важна каждая деталь, вроде имен героев, названий городов, цели путешествия крестьян. Иными словами, риторические вопросы указывают на коммуникативный тип предложений и определяют их эмоциональную окраску.

В предложениях 14, 23, 31, 34 многоточие указывает на обрывочность, фрагментарность размышлений школьника над задачей. Он не понимает, как ее решить, и что нужно для этого делать, все его размышления хаотичны и сбивчивы. Он весьма ограничен во времени, и впереди маячит угроза получить двойку, от которой зависит, останется ли он на повторный год обучения. Развитое воображение рисует ему живописные картины, связанные с путешествием крестьян, в то время как в его голове так и не появляется ни одной рациональной мысли по поводу решения задачи. Многоточие здесь служит для определения эмоциональной окраски, показывает психологическое состояние главного героя в важный для него момент.

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что знаки препинания вносят ясность в изложение текста, несут экспрессивную окраску и обеспечивают доступность восприятия. Они разделяют смысловые фразы, указывают на логические и грамматические отношения между словами и на коммуникативный тип предложений.




Вариант 8 - сочинения 13.2. и 13.3.:

  • 13.2. «Внизу бушует разлившаяся после дождя вода, в воде щелкают зубами кайманы, а в густой листве прячется ягуар,..» (по тексту А.Т. Аверченко)
  • 13.3. «Полезно или вредно быть фантазером?» (по тексту А.Т. Аверченко)