«Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков!.. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла» - К.И. Чуковский (по тексту М.А. Чванова)


Писатель К.И. Чуковский рассуждал так: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков!.. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла». С данной позицией нельзя не согласиться.

Приставка, или префикс, – это значимая часть слова, которая участвует в словообразовании. При разборе слова по составу можно не только определить значение корня, но и определить то, что выражается при помощи приставки. При помощи многочисленных приставок образуются все новые и новые слова. От одного слова возможно образовать десятки новых слов, так как в русском языке насчитывается довольно большое количество приставок. Значит, приставка, будучи частью слова, тесно связана с такими разделами языкознания, как морфемика и словообразование. При добавлении к исходному слову приставки у слова появляется дополнительный оттенок значения. Стоит отметить также, что одна и та же приставка может выражать не один оттенок значения, а несколько. В устной и письменной речи автор высказывания выбирает такую приставку, с помощью которой наиболее точно передается идея высказывания или его компонента.

Все вышесказанное можно доказать на примере текста М.А. Чванова.


В 1 и 6 предложениях используются формы имени прилагательного «бездомный». Слово, образованное приставочно-суффиксальным способом, в своем составе имеет такую приставку, как без-. В контексте текста данная приставка имеет значение отсутствия, лишения. У собаки отсутствует дом. Если сравнить производное слово с производящим, то с помощью приставки без- полностью меняется первоначальное значение. Образ собаки, у которой есть дом, противопоставляется образу собаки, у которой этого дома нет. Используя формы слова «бездомный», М.А. Чванов подчеркивает трагичность ситуации, в которой оказалась голодная, одинокая, никому не нужная собака.

При анализе части 3 предложении («…третьи бросали ей что-то вроде: «Ну что, Жучка?» – и ее глаза загорались надеждой») стоит обратить внимание на глагол «загорались». В составе слова наблюдается приставка за-, которая расположена перед корнем слова. В контексте текста М.А. Чванова данный префикс имеет дополнительное значение начала глагольного действия. Автор показывает, что у собаки загорались глаза только тогда, когда к ней проявляли неравнодушие, когда люди говорили с ней. Уже в следующем предложении текста показано, что когда люди «забывали о ней и равнодушно уходили или брезгливо отмахивались», собачьи глаза «тухли». Приставка за- в слове «загорались» в данном случае демонстрирует не единичное начало действия, а многочисленное. М.А. Чванов акцентирует внимание читателей на том, что глаза собаки загорались и потухали много раз.

Исходя из теоретического материала касательно приставок в русском языке и конкретных примеров, приведенных из текста М.А. Чванова, можно сделать вывод о том, что приставки дают исходному слову дополнительное значение или оттенок значения. Выбор конкретной приставки зависит от той идеи, которую хотел выразить автор высказывания.

С полным текстом М.А. Чванова можно ознакомиться по ссылке.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Посредством существительного мы можем представлять любые лексические значения, и действия, и состояния, и качества, не говоря уже о предметах» - Л.В. Щерба (по тексту А.А. Лиханова)
  • «Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира» - Н.Ф. Бунаков (по тексту Ю.Н. Нагибина)
  • «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли» - В.Г. Короленко (по тексту Г.Н. Троепольского)
  • «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума» - Л.С. Сухоруков (по тексту Л.Ф. Воронковой)