Темы сочинений 9.1. ОГЭ на лингвистическую тему
Темы и готовые сочинения 9.1. на лингвистическую тему (30 вариантов) для подготовки к ОГЭ 2020 года по русскому языку.
1. «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков!.. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла» - К.И. Чуковский (по тексту М.А. Чванова)
2. «Посредством существительного мы можем представлять любые лексические значения, и действия, и состояния, и качества, не говоря уже о предметах» - Л.В. Щерба (по тексту А.А. Лиханова)
3. «Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира» - Н.Ф. Бунаков (по тексту Ю.Н. Нагибина)
4. «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли» - В.Г. Короленко (по тексту Г.Н. Троепольского)
5. «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума» - Л.С. Сухоруков (по тексту Л.Ф. Воронковой)
6. «Деепричастия позволяют уточнить и живописать производимое действие, сделать его осязаемым и выпуклым» - В.Н. Александров (по тексту Е. Рудакова)
7. «Метафора сокращает речь, избегая всевозможных объяснений и обоснований, а сравнение её распространяет» - Н. Арутюнова (по тексту Ю.Я. Яковлева)
8. «Фразеологизмы наделены оценочным значением и яркой эмоционально-экспрессивной окраской» - В.Н. Жуков (по тексту Ю.Н. Нагибина)
9. «Главная задача речи — творить новые образы, вливать их сверкающее великолепие в души людей» - А. Белый (по тексту Н.В. Жукова)
10. «Интонация — это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души; культура чувств и эмоциональных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного «оформления» высказывания» - Б.Н. Головин (по тексту В.К. Железникова)
11. «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается» - Дж. Свифт (по тексту В.С. Токаревой)
12. «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как «запасные игроки» …выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова» - А.А. Реформатский (по тексту Ю.В. Трифонова)
13. «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения» - Л.Ю. Максимов (по тексту А.Г. Алексина)
14. «Эпитеты – одежда слов» - В.А. Солоухин (по тексту Э.Ю. Шима)
15. «В монологичной речи законченная мысль иногда не умещается в пределах одного предложения, и для её выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений» - Н.М. Шанский (по тексту В.П. Крапивина)
16. «При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость» - Н.С. Валгина (по тексту Т. Толстого)
17. «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения» - Н.М. Шанский (по тексту А.Г. Алексина)
18. «Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)» - С.И. Ожегов (по тексту А.Г. Алексина)
19. «Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего» - И.Г. Милославский (по тексту В.Л. Осеевой-Хмелёвой)
20. «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями» - Л.Т. Григорян (по тексту К.Г. Шахназарова)
21. «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума» - Л.С. Сухоруков (по тексту А.Г. Алексина)
22. «Отношение пишущего к сообщаемому часто может выражаться с помощью «маленьких» слов, слов, которые принято считать служебными, – частиц и союзов» - И.Г. Милославский (по тексту Н.И. Дубова)
23. «Задача автора рассуждения – как можно убедительнее обосновать свою точку зрения. Для этого необходимо приводить как можно больше доказательств, располагая их в определённой последовательности» - А.А. Аверинцев (по тексту В. Гришковца)
24. «Пунктуационные знаки помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость» - Н.С. Валгина (по тексту В.Л. Осеевой-Хмелёвой)
25. «Местоимение – удобное звено в устройстве языка; местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании» - А.А. Реформатский (по тексту А.И. Деникина)
26. «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться» - К.Г. Паустовский (по тексту М.Л. Москвиной)
27. «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки» - Ф.И. Буслаев (по тексту К.Г. Паустовского)
28. «Слово в речи обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое» - Л.А. Новиков (по тексту А.Г. Алексина)
29. «У каждой части речи свои достоинства» - А.М. Пешковский (по тексту А.Г. Алексина)
30. «Имя существительное – это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты – зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним» - В.Г. Ветвицкий (по тексту А.Г. Алексина)