«Деепричастия позволяют уточнить и живописать производимое действие, сделать его осязаемым и выпуклым» - В.Н. Александров (по тексту Е. Рудакова)


С метафоричным выражением В.Н. Александрова, рассуждающего по поводу сущности и особенностей деепричастия, невозможно не согласиться.

Деепричастие имеет неоднозначную оценку в трудах исследователей. Некоторые из них считают, что это самостоятельная часть речи, другие утверждают, что это особая форма глагола. Но точно неоспоримо: деепричастие обозначает добавочное действие, то есть действие, которое происходит параллельно основному. Деепричастия действительно помогают более точно продемонстрировать происходящее. Перед глазами читателя или слушателя возникает наиболее точная картина. Употребляя в письменной или устной речи только глаголы, человек более четко и лаконично выражает свои мысли, демонстрирует последовательность действий одно за другим. Деепричастие же позволяет показать, что действия происходят одновременно. При помощи деепричастий в мыслях читателей или слушателей действия представляются как живые картины, когда человек параллельно выполняет несколько действий.

Чтобы доказать данную точку зрения, можно обратиться к тексту Е. Рудакова.


Деепричастный оборот, где главным словом является деепричастие «опершись», означающее добавочное действие к глаголам «стояли», «отдыхали», наблюдается в предложении 18. Указанное деепричастие относится к двум глаголам, следовательно, говорится о трех одновременных действиях. Благодаря использованию деепричастия автор подчеркивает трудную ситуацию, в которой оказались герои. Они настолько устали в дороге, что остановились и при этом опирались, чтобы не упасть. Без данного деепричастия о трудностях, с которыми пришлось столкнуться товарищам, было бы сказано значительно меньше. Именно то, что рассказчик и Костя опирались на ружья, помогало им сохранить последние силы, которые были уже на исходе.

В предложении 19 описывается то, как рассказчик «упал и, барахтаясь в тягучей массе, не заметил, что потерял сапог». Если бы здесь отсутствовал деепричастный оборот, то можно было бы подумать о том, что герой упал и сразу же встал. Однако деепричастный оборот уточняет и конкретизирует произошедшее действие. Рассказчик встал только после того, как некоторое время барахтался в грязи. Деепричастный оборот в данном случае расширяет временные рамки, в которых произошло действие. Кроме того, именно из-за этой «тягучей массы» герой потерял свой сапог, даже не заметив этого. Деепричастие с зависимым словом объясняет причины, по которым рассказчик не заметил потерю своего сапога: он слишком устал «барахтаться», поэтому был рад выбраться из «тягучей массы», не обращая при этом никакого внимания на собственную одежду и обувь.

Исходя из приведенных теоретических сведениях о сущности деепричастия и конкретных примеров употребления деепричастий, использованных в тексте Е. Рудакова, можно сказать о том, что деепричастие помогает наиболее точно и выразительно сказать о действиях, которые происходят одновременно.

С полным текстом Е. Рудакова можно ознакомиться по ссылке.





Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Метафора сокращает речь, избегая всевозможных объяснений и обоснований, а сравнение её распространяет» - Н. Арутюнова (по тексту Ю.Я. Яковлева)
  • «Фразеологизмы наделены оценочным значением и яркой эмоционально-экспрессивной окраской» - В.Н. Жуков (по тексту Ю.Н. Нагибина)
  • «Главная задача речи — творить новые образы, вливать их сверкающее великолепие в души людей» - А. Белый (по тексту Н.В. Жукова)
  • «Интонация — это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души; культура чувств и эмоциональных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного «оформления» высказывания» - Б.Н. Головин (по тексту В. К. Железникова)