«Интонация — это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души; культура чувств и эмоциональных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного «оформления» высказывания» - Б.Н. Головин (по тексту В.К. Железникова)


С высказыванием Б.Н. Головина, посвященным роли интонации, можно лишь согласиться.

Интонация – ритмико-мелодическая сторона речи. Она является средством выражения эмоционально-экспрессивной окраски. Интонация, занимая особое место в устной речи, является важнейшим средством общения. Интонация придает высказыванию выразительность, она способна выражать конкретные эмоции человека. Кроме того, интонация характеризует говорящего, поэтому высказывание о том, что интонация – «движение души» и «зеркало эмоциональной жизни», справедливо. Когда человек умеет правильно интонационно оформлять высказывание, он умеет доносить до слушателей все свои мысли и идеи. Неумение правильного интонационного оформления собственных высказываний может привести к тому, что человек, воспринимающий информацию, не поймет говорящего или поймет его неправильно. Отсюда следует, что знание интонационных особенностей тесно связано с культурой межличностных отношений.

Чтобы доказать приведенную точку зрения, можно обратиться к тексту В.К. Железникова, в котором раскрывается образ учителя русского языка и литературы, получившего прозвище Эфэф.


В предложениях 36-41 описывается эпизод, в котором один из учеников придумал причину своего опоздания. Рябов настолько неумело врал, что учителю сразу же стало очевидно, что он говорит неправду. Эфэф сказал: «Что это ты, Рябов, стал привирать. Раньше я за тобой этого не замечал». Сделав акцент на слове «этого», Эфэф хочет обратить внимание Рябова на то, что его вранье раскусили, что больше делать так не нужно. Интонация помогает выразить отношение учителя ко лжи, оно однозначно негативно. То, что учитель поставил ударение на слове «этого», рассказчик расценил так: «Значит, кое-что другое, что ему не очень нравилось, он за ним замечал». То есть на данный момент Эфэф говорил с Рябовым только по поводу лжи, а не о чем-то другом.

Примечателен и другой эпизод: когда Эфэф достал из своей сумки «какую-то тоненькую потрепанную книжонку» и стал читать ее. Но читал учитель ее, по рассуждениям рассказчика, необычно: «без выражения, тихо, однообразно, точно не читал, а рассказывал то, что видел сам». Учитель специально читал спокойно, без какого-либо пафоса. Он не хотел идеализировать войну и воспевать ее. Эфэф хотел, чтобы ученики увидели всю правду войны. И в том, чтобы воплотить эту идею, учителю помогла интонация. Он умело пользовался ей. Ученики не только понимали героя, но и запоминали все то, что он говорил и делал. Такой рассказ запомнился ученикам больше, чем то, что читается восторженно и с особым театральным выражением.

Исходя из теоретических сведениях об интонации и ее особенностях и функциях, а также исходя из конкретных примеров из текста В.К. Железникова, можно сделать вывод о том, что в устной речи человека особую роль играет выражающая эмоционально-экспрессивную окраску интонация и правильное интонационное оформление, которое помогает передать смысл высказывания.

С полным текстом В.К. Железникова можно ознакомиться по ссылке.





Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Деепричастия позволяют уточнить и живописать производимое действие, сделать его осязаемым и выпуклым» - В.Н. Александров (по тексту Е. Рудакова)
  • «Метафора сокращает речь, избегая всевозможных объяснений и обоснований, а сравнение её распространяет» - Н. Арутюнова (по тексту Ю.Я. Яковлева)
  • «Фразеологизмы наделены оценочным значением и яркой эмоционально-экспрессивной окраской» - В.Н. Жуков (по тексту Ю.Н. Нагибина)
  • «Главная задача речи — творить новые образы, вливать их сверкающее великолепие в души людей» - А. Белый (по тексту Н.В. Жукова)