«Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается» - Дж. Свифт (по тексту В.С. Токаревой)


С высказыванием Дж. Свифта о том, что о человеке многое может сказать его речь, можно только согласиться.

Речь способна указать на уровень развития личности. То, что человек говорит и как он это делает, раскрывает внутренний мир человека. Именно с помощью языка человек высказывает свои истинные мысли. Через речь окружающие узнают об интеллекте человека, его образованности, культуре поведения, воспитании. То, какие слова человек использует в своей речи, говорит о его мировоззрении, отношении к окружающим людям и явлениям. Речь культурного, начитанного и образованного человека, несомненно, будет отличаться от речи человека, ни разу не прочитавшего книгу. Употребляемые слова и выражения, которые относятся к той или иной стилистической общности, могут многое сказать о характере и внутреннем мире конкретного человека.

Чтобы доказать данную точку зрения, стоит обратиться к тексту В. Токаревой. Через восприятие Корольковым речи жены Надежды и дочери Оксаны раскрываются данные образы.


В предложении 4 говорится о том, что Оксана против того, чтобы ее мать садилась вместе с ее друзьями за стол. Оксана рассказывала о тех матерях, которые не сидят за столом с друзьями детей, а иногда и вовсе уходят из дома. Желая найти поддержку, Оксана отправилась жаловаться к своему отцу. Выражения «Чего она мне нервы мотает?», «Я все время буду в напряженке», «Она вечно что-нибудь ляпнет, и всем неудобно…» (предложение 13, 17, 18) говорят о том, что у Оксаны отсутствует понимание того, что с родителями нельзя разговаривать грубо и развязно. Кроме этого, использование просторечного фразеологизма «нервы мотает» и жаргонизмов «в напряженке», «ляпнет» говорит о том, что героиня находится под влиянием молодежной среды. Манера речи Оксаны подчеркивает то, что она не уважает мать, которая хочет для своей дочери счастья. То, что и как говорит Оксана, говорит о том, что у нее низкий уровень воспитания. Корольков понимает, что они «перелюбили» свой дочь (предложение 29), поэтому она стала «законченной эгоисткой» (предложение 25).

Раскрывается с помощью речи и образ матери Оксаны Надежды. В тексте сказано о том, что героиня «ругалась с Оксаной» (предложение 2), «кричала» (предложение 5). Героиня считала, что из-за того, что она целую неделю готовилась к празднованию дня рождения дочери, она не должна «сидеть на кухне, как прислуга» (предложение 5), а имеет право «сидеть за столом вместе с молодежью» (предложение 4). Корольков понимает: его жена не владеет умением говорить по душам со своей дочерью, так как она «командует, унижая ее» (предложения 6-7). То, как Надежда разговаривает со своей дочерью, говорит о том, что она не хочет давать Оксане полной свободы, не хочет понять ее подростковые опасения и переживания.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что речь человека способна многое сказать о нем, так как в словах отражаются все искренние чувства человека, его отношение к окружающему миру и к жизни в целом.

С полным текстом В.С. Токаревой можно ознакомиться по ссылке.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как «запасные игроки» …выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова» - А.А. Реформатский (по тексту Ю.В. Трифонова)
  • «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения» - Л.Ю. Максимов (по тексту А.Г. Алексина)
  • «Эпитеты – одежда слов» - В.А. Солоухин (по тексту Э.Ю. Шима)
  • «В монологичной речи законченная мысль иногда не умещается в пределах одного предложения, и для её выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений» - Н.М. Шанский (по тексту В.П. Крапивина)