«При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения» - Л.Ю. Максимов (по тексту А.Г. Алексина)


С точкой зрения Л.Ю. Максимова, высказывающегося по поводу функций абзаца, нельзя не согласиться.

Абзац – это часть текста между двумя отступами. Красная строка – это отступ вправо в начале правой строки. И абзац, и красная строка необходимы в тексте для того, чтобы отделять одну часть от другой. Главная цель абзацного членения – выделение значимых частей текста. Абзацы выполняют экспрессивно-выделительную функцию. Абзацы используются с целью оформления начала новой мысли. Когда человек пытается акцентировать на каком-то выражении внимание читателей, то он начинает свою мысль с красной строки. Без абзацного членения важная информация сливалась бы с менее важной, одна мысль сливалась бы с другой, нередко совершенно противоположной мыслью. Чаще всего абзац начинается с самой важной мысли из всего абзаца, поэтому читатели воспринимают первое предложение в абзаце намного лучше, чем последующие. Это нужно понимать при построении текста.

Чтобы доказать вышесказанное, можно обратиться к тексту А.Г. Алексина.


Уже предложение 1 («Я не любила эту куклу») выделено в отдельный абзац. Автор акцентирует внимание читателей на этом предложении. В нем заключена тема всего текста: повествование пойдет о кукле. Уже в первом предложении всего текста отмечено отношение девочки-рассказчицы к своей кукле. Мысль, которая представлена в самом начале монологического высказывания, раскрывается в тексте постепенно. Если бы предложение 1 и предложения 2 и 3, составляющие второй абзац текста, были бы объединены автором, то читатель вряд ли обратил бы внимание на нелюбовь девочки к кукле. Автор выделяет важную мысль. По сути первое предложение является фактом, а все последующие предложения являются ответом на вопрос к первому предложению: «Почему?».

Предложения 17 и 20 начинают новые абзацы. Стоит обратить внимание на то, что они начинаются с противительного союза «но». В предложениях 12-16, которые составляют один абзац, представлена информация о том, что главная героиня имело свое «царство игрушек», которым она распоряжалась и «безраздельно хозяйничала». Следующий абзац начинается союзом «но». Так, данный абзац противопоставляется предыдущему по смыслу. В нем говорится о том, что все изменилось, когда девочке привезли новую куклу по имени Лариса. Героиня, от лица которой ведется повествование, говорит о том, что она «должна была бы обрадоваться заморской игрушке». И здесь вновь происходит композиционное деление. Новый абзац вновь начинается союзом «но». Девочка признается, что она болезненно отреагировала на то, что кукла была выше ростом. Из-за этого героиня невзлюбила куклу. С помощью таких композиционных приемов автору удалось показать, как должна была реагировать героиня на куклу и как она отреагировала на самом деле. Абзацное членение подчеркивает причины того, почему девочка не любила свою куклу: из-за ее роста.

Таким образом, абзацы, выполняя экспрессивно-выделительную функцию, используются в тексте с целью выделения значимых частей всего текста.

С полным текстом А.Г. Алексина можно ознакомиться по ссылке.





Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается» - Дж. Свифт (по тексту В.С. Токаревой)
  • «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как «запасные игроки» …выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова» - А.А. Реформатский (по тексту Ю.В. Трифонова)
  • «Эпитеты – одежда слов» - В.А. Солоухин (по тексту Э.Ю. Шима)
  • «В монологичной речи законченная мысль иногда не умещается в пределах одного предложения, и для её выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений» - Н.М. Шанский (по тексту В.П. Крапивина)