«В монологичной речи законченная мысль иногда не умещается в пределах одного предложения, и для её выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений» - Н.М. Шанский (по тексту В.П. Крапивина)


С рассуждениями Н.М. Шанского, который размышляет по поводу монологичной речи, трудно не согласиться.

Монолог – это вид речи, в котором активным является лицо говорящее. В данном случае собеседник полностью или частично отсутствует, не принимая непосредственного участия в коммуникации. Монолог представляет собой текст, отдельные высказывания которого объединены одной мыслью. Одна мысль, как правило, не выражается одним предложением, а выходит за его рамки и реализуется при помощи целой группы предложений, которые с каждым разом все глубже раскрывают идею высказывания. Текст в данном случае имеет как смысловую, так и композиционную завершенность. Предложения должны быть связаны между собой синтаксически, иначе высказывания будут разрознены и непонятны для потенциальных адресатов.

Чтобы подтвердить данную точку зрения, можно обратиться к тексту В.П. Крапивина.


В предложении 11 рассказчик говорит о том, что ребята любили, когда он «пускал с балкона бумажных голубей». В целом это законченная мысль, понятная читателю и не требующая дальнейшего разъяснения. Однако рассказчик продолжает свои мысли. В предложениях 12-16 он раскрывает, что такое так называемые «бумажные голуби», в чем заключаются их особенности. Предложение 17 продолжает мысль, которая отражена в предложении 11. Рассказчик раскрывает то, по какой причине детям нравились пускаемые с балкона бумажные голуби. Эта же мысль подчеркивается в первой части предложения 23. Так, по сути законченная в предложении 11 мысль о любви ребят к бумажным голубям продолжает свое развитие в предложениях 17 и 23. О сущности самих «бумажных голубей» говорится в 12-16 предложениях. То есть одна и та же тема раскрывается как минимум в восьми предложениях.

В предложении 23 повествователь говорит о том, что он, несмотря на то что часто проводил время с ребятами со двора, «все равно был среди них чужим». В предложении 27 показано, что рассказчик раскрывает свою мечту: «Хотелось, чтобы появился друг». Данная мысль является законченной, так как читатель понимает, что в понимании рассказчика друг – это не просто знакомый, с которым можно попускать бумажных голубей, это нечто большее. Однако в предложении 28 раскрывается предложение 27. Автор говорит о том, что он ищет друга «не случайного», ему не нужен друг «на час». Настоящий друг, по мнению рассказчика, – это тот, кто не только играет вместе в шахматы или вместе слушает музыку, но и по-настоящему ценит дружбу. Автор показывает, что рассказчик с каждым разом раскрывает свои мысли глубже и глубже, потому что они волнуют его сознание. Ему грустно и одиноко из-за отсутствия настоящего друга, поэтому мысли об этом возникают в его голове с новой силой. Ему важно не просто констатировать факт нужды, а показать, какого друга он ищет.

Исходя из теоретического материала касаемо монологической речи и конкретных примеров из текста В.П. Крапивина, можно сделать вывод о том, что монологическая речь представлена широкими размышлениями, когда человек пытается как можно глубже и ярче раскрыть волнующую его мысль.

С полным текстом В.П. Крапивина можно ознакомиться по ссылке.





Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается» - Дж. Свифт (по тексту В.С. Токаревой)
  • «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как «запасные игроки» …выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова» - А.А. Реформатский (по тексту Ю.В. Трифонова)
  • «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения» - Л.Ю. Максимов (по тексту А.Г. Алексина)
  • «Эпитеты – одежда слов» - В.А. Солоухин (по тексту Э.Ю. Шима)