«Эпитеты – одежда слов» - В.А. Солоухин (по тексту Э.Ю. Шима)


В.А. Солоухин метафорично назвал эпитеты одеждой слов. С такой точкой зрения можно согласиться.

Эпитет – это троп; образное определение, которое подчеркивает в изображаемом явлении какую-либо существенную черту. Эпитет, который чаще всего выражается именем прилагательным, часто путают с логическим определением. Разница заключается в том, что простые определения указывают на конкретный, реально существующий признак, они лишены качественного оттенка, а эпитеты строятся на образности. Эпитеты отличаются своей художественной выразительностью. Эпитет выступает как слово поэтического характера, которое украшает слово. Если в тексте использовать только имя существительное, то оно будет выражать намного меньше информации, нежели вместе с эпитетом. Эпитет словно наряжает «голое» слово, он уточняет его значение и выражает определенную эмоционально-экспрессивную окраску. Эпитет, в основе которого лежит скрытое сравнение, позволяет увидеть сущность описываемого предмета, его качественную оценку. Эпитеты своей главной целью имеют усиление выразительности и образности.

Чтобы подтвердить данную позицию, можно обратиться к тексту Э.Ю. Шима.


С помощью эпитетов раскрывается образ девочки Верочки. В предложении 5 указывается, что героиня была «невероятной красавицей», с «золотыми глазами» и с «тонюсенькой талией». Первый эпитет употребляется для того, чтобы показать то, что Верочка была очень красива. Эпитет «золотые глаза» уточняет отличительный признак предмета: цвет глаз Верочки. Последний эпитет подчеркивает стройность девочки. Стоит обратить внимание, что данные эпитеты относятся к описанию внешности героини. Автор специально показывает необычайную внешнюю красоту Верочки, которая имеет скверный характер. Используя эпитеты, Э.Ю. Шим поднимает вечную проблему несоответствия внешней красоты красоте внутренней.

В последнем предложение представленного текста (предложение 75) дается характеристика другого персонажа: ведомого Гоши, который выполняет все «приказы» Верочки. Если имена прилагательные «застенчивый» и «боязливый», согласующиеся с именем существительным «Гоша», являются логическими определениями, то имя прилагательное «тихий» в словосочетании «тихий Гоша» является эпитетом. Здесь слово употребляется не в прямом, а в переносном значении. Гоша – всегда спокойный, смирный мальчик. Используя эпитет, автор показывает характер Гоши. Однако в момент опасности этот смирный и боязливый мальчик идет на настоящий подвиг, падая на ракету, чтобы она не взорвалась, причинив вред Верочке. Как и при раскрытии образа Верочки, здесь эпитет, дающий внутренние характеристики герою, противопоставляется поступку Гоши, который не побоялся и поступил как настоящий герой.

Исходя из теоретического материала относительно сущности и функций эпитетов и конкретных примеров из текста Э. Ю. Шима, можно сделать вывод о том, что эпитеты украшают определяемые слова, делают высказывание более выразительным.

С полным текстом Э.Ю. Шима можно ознакомиться по ссылке.





Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается» - Дж. Свифт (по тексту В.С. Токаревой)
  • «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как «запасные игроки» …выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова» - А.А. Реформатский (по тексту Ю.В. Трифонова)
  • «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения» - Л.Ю. Максимов (по тексту А.Г. Алексина)
  • «В монологичной речи законченная мысль иногда не умещается в пределах одного предложения, и для её выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений» - Н.М. Шанский (по тексту В.П. Крапивина)