«При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость» - Н.С. Валгина (по тексту Т. Толстого)


С высказыванием Н.С. Валгиной о функциях тире можно только согласиться.

Тире – знак препинания, довольно часто употребляющийся в письменной речи. Тире часто ставится, когда подлежащие и сказуемое выражены одной частью речи. Кроме того, тире используется и для того, чтобы показать пропуск слов в неполных предложениях. Человек, воспринимающий текст, обращает на предложение с тире большее внимание, чем на предложение с запятыми, так как тире – более выразительный знак, чем тире. Стоит отметить, что значение такого знака препинания, как тире, заключается не только в синтаксисе, но и в выразительности. Тире выполняет не только разделительные и выразительные функции, но и смысловые. Часто тире является средством выразительности, когда пишущий с помощью тире пытается передать эмоциональную напряженность. В данном случае тире употребляется для указания на смысловую неожиданность. Если в письменной речи использованные тире заменить на запятые, то напряженность и неожиданность будут выражены не так ярко. Тире в таких случаях помогает приему психологизма.

Чтобы доказать вышесказанное, можно обратиться к тексту Т. Толстого.


В предложении 3 («<…> когда пожилой дядька <…> вопросил: «Скажи, Лаура, который год тебе?» – и грузная тетенька гавкнула в ответ: «Осьмнадцать лет!», – ужасное смятение и стыл смяли меня <…>») используется двойное тире. С его помощью передается психологическая напряженность. Кроме того, тире здесь выполняют функцию демонстрации быстрой смены событий: после слов «пожилого дядьки» сразу же звучат слова «грузной тетеньки». Тире помогают понять причины, по которым героиня находится в состоянии смятения и страха. Кроме того, показываются и причины, по которым героиня не смогла полюбить театр. Если тире в данном контексте заменить запятыми, то напряжение станет менее ярким и очевидным. Для автора же было необходимым показать то, из-за чего героиня не полюбила театр и, наоборот, стала чувствовать к нему отторжение.

Предложение 27 довольно лаконично: «Театр – для взрослых; кино – для детей». Однако эта лаконичность, которая и появилась благодаря использованию тире, тесно сочетается с глубокими мыслями. Использованные тире позволяют понять идею: театр только для взрослых, а для детей есть кино. Как видно, без тире эта мысль не так категорична, как в представленном в тексте предложении. С помощью тире выражается некая категоричность, разграничение мира театра и мира кино, а также разграничение мира взрослых и мира детей. В предложении стоит тире, но смысл намного шире этого знака препинания: театр могут понять только взрослые, детям он еще не открывается, для них есть мир «снов и чудес» (предложение 24) – кино.

Исходя из всех теоретических сведений, касающихся тире, его особенностей и функций, а также исходя из конкретных примеров из текста Т. Толстого, можно сделать вывод о том, что тире во многих случаях выполняет смысловую функцию, выражая при этом эмоциональную напряженность.

С полным текстом Т. Толстого можно ознакомиться по ссылке.





Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения» - Н.М. Шанский (по тексту А.Г. Алексина)
  • «Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)» - С.И. Ожегов (по тексту А.Г. Алексина)
  • «Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего» - И.Г. Милославский (по тексту В.Л. Осеевой-Хмелёвой)
  • «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями» - Л.Т. Григорян (по тексту К.Г. Шахназарова)