«На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения» - Н.М. Шанский (по тексту А.Г. Алексина)


С точкой зрения известного отечественного исследователя Н.М. Шанского по поводу роли сложноподчиненных предложений в речи можно только согласиться.

Сложноподчиненное предложение – сложное предложение, состоящее из связанных подчинительной связью частей. СПП состоят из 1-ой главной части и 1-ой и более придаточных частей. Придаточные бывают в зависимости от типа отношений изъяснительные, определительные, обстоятельственные. Например, употребляя в своей письменной и устной речи придаточные причины, следствия, цели, сравнения и др., человек демонстрирует понимание причинно-следственных отношений, видит то, с какой целью субъект совершает то или иное действие, показывает умение сравнивать явления действительности. Многообразие видов придаточных помогает передать различные отношения, существующие в обществе и окружающем мире. Например, придаточные изъяснительные, как правило, зависят от глагола, находящегося в главной части. Используя изъяснительное предложение в высказывании, касающегося самого себя, человек демонстрирует, что он что-либо понял, осознал, доказал, высказал, утвердил, так как именно названные глаголы являются главными словами для изъяснительных придаточных.

Для наглядной демонстрации того, о чем говорит Н.М. Шанский, можно обратиться к тексту А.Г. Алексина.


Предложение 2 представляет собой сложную синтаксическую конструкцию, состоящую из двух частей. Эти две части являются сложноподчиненными предложениями с придаточными причины. Первое простое предложение показывает, почему Толя не любил осень. Причиной становится то, что в это время года «опадали листья и «реже солнышко блистало». Второе простое предложение вновь говорит о причинах нелюбви к осени: «осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу». То есть Толя в следствие нескольких причин стал негативно относиться к осени. А.Г. Алексин продемонстрировал, как мальчик Толя выражает отношения между миром и собственной точкой зрения.

Предложение 5 является сложной синтаксической конструкцией. Если рассматривать первые два простые предложения, то перед нами ССП с изъяснительным придаточным. К придаточной части вопрос задается не от всего главного предложения, а от глагола «почувствовал», находящегося в главной части. Автор показывает ощущения Толи: он «почувствовал, что теперь он совсем большой». Взросление мальчика не представлено как факт, автор показывает, что это вывод героя, что Толя самостоятельно понимает то, что он повзрослел. Так, герой обращается к собственному мироощущению, анализирует собственные мысли и приходит к определенному выводу.

Исходя из перечисленных теоретических сведений, посвященных сущности сложноподчиненных предложений и их особенностям, а также исходя из конкретных примеров из текста А.Г. Алексина, можно сделать вывод о том, что сложноподчиненные предложения показывают различные отношения между субъектом или объектом и окружающим миром.

С полным текстом А.Г. Алексина можно ознакомиться по ссылке.





Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость» - Н.С. Валгина (по тексту Т. Толстого)
  • «Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая) - С.И. Ожегов (по тексту А.Г. Алексина)
  • «Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего» - И.Г. Милославский (по тексту В.Л. Осеевой-Хмелёвой)
  • «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями» - Л.Т. Григорян (по тексту К.Г. Шахназарова)