«Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего» - И.Г. Милославский (по тексту В.Л. Осеевой-Хмелёвой)


С рассуждениями И.Г. Милославского по поводу повторений в тексте можно согласиться.

В устной и письменной речи часто используются различные повторы. Причем повторяться могут не только слова, но и звуки или синтаксические конструкции. Все повторения не могут остаться без внимания читателей или слушателей. В большей степени это касается тех средств языка, которые повторяются в тексте большое количество раз. Однако и двукратное повторение запоминается человеку, воспринимающему информацию. Так или иначе все повторы, которые используются как средство выразительности, а не являются тавтологией, способствуют тому, что усиливается эмоциональность высказывания. С помощью повторов в тексте подчеркиваются важные моменты, выделяются целые группы слов. Повторы помогают вызвать у читателя или слушателя ассоциации с определенными чувствами, эмоциями и мыслями. Повторения также связаны с приемом нарастания, когда одна эмоция усиливает свое значение благодаря повторению.

Чтобы доказать данную позицию, можно обратиться к тексту В.Л. Осеевой-Хмелевой.


В предложениях 2-5 показано, как Динка думает о том, как бы ей построить разговор со своим другом Андреем. В данном отрывке текста повторяются частица «не» (не сядет, не поедет), частица «ни» (ни в лес, ни в поле, ни по тропке). Данные повторы частиц акцентируют внимание читателей на том, что было до принятия Динкой решения (героиня каталась на велосипеде Андрея, они ездили и в лес, и на поле, и по тропке), и на то, что больше этого не случится. Настроение прощания с прошлым подчеркивают и слова «никогда» (предложение 2), «ничего» (предложение 4). Предложение 4 оканчивается словами «не будет». Этим же начинается и предложение 5. Автор специально акцентирует внимание читателей на том, что моменты прошлого больше не повторятся. Различные повторения в предложениях 2-5 помогают Б.Л. Осеевой-Хмелевой использовать прием нарастания. В тексте наблюдается эмоциональная напряженность, которая усиливается с каждым употребляемым повтором.

Повторение наблюдается и в предложении 1. Как только главная героиня проснулась и открыла глаза, она «вспомнила про Андрея, вспомнила, что сегодня, разумеется, приедет он, Хохолок». Повторение формы слова «вспомнила» акцентирует читательское внимание на том, что перед глазами Динки встал образ друга Андрея, одновременно с этим героиня вспомнила, что он приезжает именно сегодня. В данном случае глагол «вспомнила» употребляется не в прямом значении. Переживания настолько потрясали душу Динки, что она не могла забыть о приезде своего друга. И воспоминания вернулись к Динке после ее сна. Глагол «вспомнила» подчеркивает то, что мысли и предстоящая ситуация не приносит героине никакого счастья.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что человек, который использует в своей речи повторения как средства выразительности, с их помощью обращает внимание того, кто воспринимает информацию, на какой-то важный аспект, выражает определенные чувства и эмоции, демонстрирует настроение высказывания.

С полным текстом В.Л. Осеевой-Хмелёвой можно ознакомиться по ссылке.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость» - Н.С. Валгина (по тексту Т. Толстого)
  • «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения» - Н.М. Шанский (по тексту А.Г. Алексина)
  • «Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)» - С.И. Ожегов (по тексту А.Г. Алексина)
  • «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями» - Л.Т. Григорян (по тексту К.Г. Шахназарова)