«Пунктуационные знаки помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость» - Н.С. Валгина (по тексту В.Л. Осеевой-Хмелёвой)
Н.С. Валгина утверждает, что знаки препинания выделяют смысловые части, заостряют внимание на различных деталях. В данной точкой зрения нельзя не согласиться.
Знаки препинания выполняют важные функции. Некоторые знаки помогают выразить вопрос, восклицание, побуждение. Другие пунктуационные знаки разделяют однородные члены предложения. Есть и такие знаки, которые необходимы для того, чтобы выделить обособленные определения или обстоятельства. Каждый знак в конкретном тексте играет свою роль. Есть такие знаки препинания, которые не характерны для определенного типа предложений. В этом случае данный знак препинания обращает на себя читательское внимание, и это становится причиной того, что читатель обращает большее внимание на заложенный в высказывание смысл. Используя нехарактерные знаки препинания, автор высказывания пытается указать на важную деталь, выделить ту или иную фразу, продемонстрировать ее значение во всем тексте.
Чтобы доказать вышесказанное, можно обратиться к тексту В.Л. Осеевой-Хмелевой.
Предложение 19 представляет собой довольно интересное явление с точки зрения пунктуации. В предложении насчитывается 6 запятых, но не все из них выполняют одну и ту же функцию. 1 и 3 запятые разделяют однородные подлежащие внутри простого предложения (портрет, глаза, двойник, скрипач). 2 запятая разделяет однородные согласованные определения (живые, горящие глаза). 4 и 5 запятые выделяют приложение (Иоська – приложение к словосочетанию «двойник портрета»). Данные запятые выделяют значимую деталь: Иоська – не только сын Якова, но и своеобразная «копия» покойной Катри. Здесь подчеркивается взаимосвязь членов семьи, матери которой не стало. 6 запятая разделяет однородные согласованные определения (несчастный, уединившийся скрипач). Важно также то, что после перечисления того, кто и что находилось в комнате, перед обобщающим словом «всё» используется знак тире. Автор показывает, что ужас Динке внушали все представленные объекты-подлежащие в совокупности, а не по отдельности. С помощью тире автор особенно ярко обращает читательское внимание на то, что увидела Динка, когда зашла в дом. Тире помогает выразить эмоциональную напряженность.
В предложении 8 автор обращает внимание на то, где находился портрет. Предложение могло быть построено так: «Прямо перед Динкой возвышался портрет <…>». Однако автор обращает внимание читателей на место: это простенок между окнами, где «было светлее». В. Л. Осеева-Хмелева подчеркивает эту деталь, показывая, что Яков и Иоська повесили портрет жены и матери на самое светлое место. Это говорит об отношении героев к данному портрету и к данной женщине. Чтобы акцентировать внимание читателей на ее образе, в предложении используются также однородные распространенные несогласованные определения, разделенные запятыми.
Исходя из вышесказанного: с помощью пунктуационных знаков можно указать на необходимую для глубокого понимания высказывания деталь, выделить одно словосочетание из ряда других.
С полным текстом В.Л. Осеевой-Хмелёвой можно ознакомиться по ссылке.