«Отношение пишущего к сообщаемому часто может выражаться с помощью «маленьких» слов, слов, которые принято считать служебными, – частиц и союзов» - И.Г. Милославский (по тексту Н.И. Дубова)


С высказыванием И.Г. Милославского о частицах и союзах можно согласиться.

В русском языке есть знаменательные и незнаменательные части речи. Частицы и союзы относятся к незнаменательным частям речи. Связано это с тем, что союзы и частицы не владеют собственным значением, а привносят в словосочетание дополнительное значение. Союз – служебная часть речи, служащая для связи однородных членов. Частица – служебная часть речи, вносящая различные оттенки значения и служащая для образования словоформ. Кроме формообразующих частиц, есть и такие, которые выражают отрицание, а также такие, которые выражают определенные чувства.

Чтобы подтвердить вышесказанное, можно обратиться к тексту Н.И. Дубова.


В предложениях 4-6 показано, как мать рассказчика отреагировала на слова ищущего славы мальчика. Назвав сына «дурачком» (предложение 5), героиня говорит: «Иди вон на огороде славу зарабатывай…» (предложение 6). Частица «вон» указывает на направление. Читатель может представить то, как мать рассказчика говорит эту фразу, кивком головы указывая на огород. Употребленная частица выделяет место действия, выраженное именем существительным с предлогом «на огороде». Героиня акцентирует внимание именно на этом слове. Кроме указания на направление и выделения места, данная частица вносит дополнительный оттенок иронии. Мать довольно скептически отнеслась к рассуждениям своего сына. В данном случае частица «вон» помогает выразить следующую мысль: «Лучше иди поработай на огороде, а не занимайся бесполезными раздумьями». Так, частица выражает отношение матери рассказчика к словам своего сына.

В тексте наблюдается довольное большое количество употреблений сочинительного союза «но» или союзов со значением «но» (союзы «однако», «да»). Используя данные союзы, автор текста демонстрирует различные противоречия. Когда рассказчик высказывает свои мысли, мать удивленно смотрит на него (предложение 4). Мать Пашки ругала сына, «однако все обходилось» (предложение 15). И уже следующее предложение (предложение 16) начинается с союза «но», который является противопоставлением к фразе «все обходилось». В предложении 17 есть союз «да», который используется в данном контексте в значении «но» («Он <…> задал бы самому изобретателю, да тот убежал»). Предложение 19 начинается союзом «но», то есть данное предложение является противопоставлением предложения 18. Рассказчик говорит о том, что он любил читать, но перечитал все книги, которые он мог найти. Союзом «но» начинается предложение 24, которое по содержанию противопоставляется предложению 23. Рассказчик говорит о том, что сначала работа над летописью шла хорошо, но потом «начались затруднения». В предложении 25 также используется союз «но», который противопоставляет две части одного сложного предложения. «Но» встречается и в предложении 30: рассказчик говорит о том, что летопись была ненаписанной, но его все равно называли летописцем. Предложение 31, которое в тексте является последним, также заключает в себе союз «но»: рассказчик уверен, что он и его друг Пашка могли бы совершить открытие, но не знали, в какой именно области это делать. Таким образом, в предложенном тексте употребляется 7 союзов «но» и 2 союза в значении «но». Это позволяет продемонстрировать противоречивость различных описываемых ситуаций.

Из всего сказанного следует, что союзы и частицы выполняют особую роль в словосочетаниях и предложениях.

С полным текстом Н.И. Дубова можно ознакомиться по ссылке.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума» - Л.С. Сухоруков (по тексту А.Г. Алексина)
  • «Задача автора рассуждения – как можно убедительнее обосновать свою точку зрения. Для этого необходимо приводить как можно больше доказательств, располагая их в определённой последовательности» - А.А. Аверинцев (по тексту В. Гришковца)
  • «Пунктуационные знаки помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость» - Н.С. Валгина (по тексту В.Л. Осеевой-Хмелёвой)
  • «Местоимение – удобное звено в устройстве языка; местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании» - А.А. Реформатский (по тексту А.И. Деникина)