«Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться» - К.Г. Паустовский (по тексту М.Л. Москвиной)


К.Г. Паустовский размышляет о знаках препинания, сравнивая их с нотными знаками и говоря о том, что они «держат текст и не дают ему рассыпаться». С данной точкой зрения нельзя не согласиться.

Знаки препинания играют особую роль в построении текста. В зависимости от типа пунктуационного знака они выполняют различные функции. Знаки бывают отделительными, разделительными и выделительными. Так, без разделительных и выделительных знаков препинания сложно было бы понять смысл внутри одного предложения. Без отделительных знаков весь текст превратился бы в «кашу», так как в тексте не было бы ни точек, ни восклицательных знаков, ни вопросительных знаков, которые выражают интонационные особенности и особенности цели высказывания. Использование в тексте пунктуационных знаков разного характера позволяет точно и быстро воспринимать высказывания. Если читать текст без единого знака препинания, то чтение будет в несколько раз дольше, и не весь смысл высказывания будет читателю ясен. Из этого следует, что знаки препинания – важный компонент при создании предложения или целого текста.

Чтобы доказать вышесказанное, можно обратиться к тексту М.Л. Москвиной.


Приведем в пример предложение 13. Во-первых, точка в конце предложения говорит о том, что предложение по цели высказывания и по интонации является повествовательным, невосклицательным. Это уже помогает в понимании смысла. Точка, являясь знаком отделительным, создает границы между предложениями, показывает самостоятельность и ограниченность от 12 и 14 предложений. Во-вторых, запятая во второй логико-грамматической части показывает границы между двумя грамматическими основами (я бренчу и пою, он лает и подглядывает) и между субъектами действия (я, он). В-третьих, двоеточие в данном предложении поясняет предложение 12. Таким образом, все три знака препинания, употребленные в одном предложении, помогают в раскрытии смысла высказывания. Такое предложение понятно, читается без каких-либо трудностей, недопониманий и сомнений.

Приведем еще один пример: предложения 28-30 (««Ну?!! Джаз? Да?!!»»). Все предложения, представленные как возможные мысли собаки, заканчиваются вопросительными знаками. Это говорит об особенностях интонации высказывания. Первое и третье предложение, помимо вопросительного, имеют и по два восклицательных знака. Это позволяет сказать о том, что предложение по цели высказывания является восклицательным. Без знаков препинания не получилось бы выразить напряженность. Автор текста акцентирует внимание читателей на отношение собаки к происходящему. Кроме того, все знаки, которыми заканчиваются эти предложения, отделяют его от других предложений. Восприятие текста благодаря этому становится намного проще.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что знаки препинания, выполняющие отделительные, разделительные и выделительные функции, помогают в восприятии текста, делают его простым и в то же время точным.

С полным текстом М.Л. Москвиной можно ознакомиться по ссылке.





Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки» - Ф.И. Буслаев (по тексту К.Г. Паустовского)
  • «Слово в речи обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое» - Л.А. Новиков (по тексту А.Г. Алексина)
  • «У каждой части речи свои достоинства» - А.М. Пешковский (по тексту А.Г. Алексина)
  • «Имя существительное – это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты – зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним» - В.Г. Ветвицкий (по тексту А.Г. Алексина)