«Слово в речи обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое» - Л.А. Новиков (по тексту А.Г. Алексина)


Л.А. Новиков говорит о том, что слово по своей природе обобщает, но в то же время оно обладает неповторимостью.

Каждое слово имеет свое лексическое значение. Именно поэтому носители языка отличают одно слово от других слов. В этом заключается некая обобщенность всех слов. Они называют определенный предмет, признак, количество, действие и др. И в разных предложениях может употребляться одно и то же слово, которое будет понято всеми. Однако слова обладают и оригинальностью. Значение каждого слова можно понять только в определенном контексте. Это связано с тем, что слова в большинстве случаев имеют несколько значений. В русском языке насчитывается большое количество многозначных слов. Слова могут употребляться в прямом или переносном значениях. В одном предложении одно слово может выступать в прямом значении, а в другом предложении это же слово будет иметь переносное значение. Это указывает на неповторимость и оригинальность каждого употребленного в контексте слова.

Чтобы доказать высказанную позицию, можно обратиться к тексту А.Г. Алексина.


В тексте выделяется предложение 20. Оно интересно тем, что в одном предложении в одной и той же фразе заключено два значения. Переносное значение данного выражения, которое построено на образности, заключается в том, что каждый человек является творцом собственной жизни. Бабушка говорит Олегу, что он в праве самостоятельно прокладывать свой жизненный путь, что многое зависит от него самого, а не от внешних обстоятельств. Однако это же выражение несет в себе и другое значение. Олег посещает музыкальную школу, занимаясь игрой на виолончели. Для такой деятельности, несомненно, важны руки, ведь без них человек просто не сможет играть. Бабушка, подчеркивая свои мысли о том, что ее внук – прирожденный музыкант, показывает Олегу, что он должен беречь свои руки для того, чтобы добиваться успехов в музыкальной деятельности. Таким образом, одно и то же высказывание в данном контексте выражает две абсолютно разные мысли. В этом заключается неповторимость данной фразы.

В предложении 3 есть слово «слух». Если в прямом значении это слово рассматривается как чувство, которое связано со способностью слышать и возможностью воспринимать звуки, то в данном предложении оно воспринимает как способность воспринимать и воспроизводить музыкальные звуки. Как видим, и в том, и в другом значении речь идет о возможности человека. Без слуха в целом невозможен и музыкальный слух. В этом заключается обобщенность слова «слух». Оригинальность состоит в том, что в данном предложении говорится не просто о слухе, а о музыкальном слухе. В одном слове соединились и обобщение, и неповторимость.

Исходя из теоретического материала по поводу особенностей лексических значений слов, а также исходя из конкретных примеров из текста А.Г. Алексина, можно сделать вывод о том, что слово – необычайное явление, которое обобщает и одновременно демонстрирует неповторимость значения в каждом отдельном случае.

С полным текстом А.Г. Алексина можно ознакомиться по ссылке.





Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться» - К.Г. Паустовский (по тексту М.Л. Москвиной)
  • «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки» - Ф.И. Буслаев (по тексту К.Г. Паустовского)
  • «У каждой части речи свои достоинства» - А.М. Пешковский (по тексту А.Г. Алексина)
  • «Имя существительное – это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты – зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним» - В.Г. Ветвицкий (по тексту А.Г. Алексина)