Проблема формирования нашего представления о прошлом (По К.Г. Паустовскому)


В центре внимания К.Г. Паустовского находится проблема формирования нашего представления о прошлом.

Автор убеждает читателя в том, что живое представление о прошлом может дать встреча с человеком, жившим в те времена. К.Г. Паустовский приводит в пример В.А. Гиляровского, который и общался со многими писателями, актерами и художниками своего времени, и был любим бедными людьми. Автор отмечает: «Он был знатоком московского «дна», знаменитой Хитровки, приюта нищих, босяков, отщепенцев – множества талантливых и простых людей, не нашедших себе ни места, ни занятия в тогдашней жизни». К.Г. Паустовский приходит к следующему выводу: у каждой эпохи должен быть свой «летописец», который раскрывает не только исторические события, но и быт и уклад народа.

Авторскую позицию можно сформулировать так: благодаря тем людям, чья деятельность тесно связана с историей страны, формируется представление о прошлом.

С данной точкой зрения можно согласиться. Люди, которые жили в определенное время, могут поведать об этом времени и дать последующим поколениям представления о прошлом.


Поднятая в тексте проблема отражается во многих художественных произведениях.

Стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова имеет необычную форму. Оно представлено как диалог между юношей и «дядей» – старым солдатом, который участвовал в бородинском сражении. Рассказчик является ветераном войны 1812 года. Он дает собственное отношение к прошлому. Рассказчик повествует не столько об исторической хронологии, сколько о тех чувствах и эмоциях, которые испытывали солдаты того времени. «Дядя» подчеркивает героизм русского народа и прославляет его через годы. Юноша, который находится с рассказчиком в своеобразном диалоге, воспринимает прошлое через образ рассказчика, через его отношение к происходившему.

Рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского» построен в форме воспоминания участника событий. Рассказчик повествует о послевоенном времени. Через воспоминания героя читатель узнает о том голоде, который преследовал людей того времени. Рассказчик говорит о том, что ему часто приходилось есть глазки от картошки, чтобы не умереть от голода. Из повествования читатель понимает: чтобы выжить, даже дети шли на хитрости. Так, рассказчик вместе с другими детьми играет в игры на деньги. Рассказывая о своей жизни, главный герой демонстрирует и эгоизм, присущий людям того времени: семья, у которой жил рассказчик, воровала у него еду; директор школы без разбирательств уволил учительницу Лидию Михайловну. Весь рассказ «Уроки французского» наполнен воспоминаниями о том, как в те времена было тяжело жить. Через историю, рассказанную повествователем, читатели могут представить прошлое страны, которая только вышла из войны.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что представление о прошлом формируется благодаря тем людям, которые жили в те времена, которые были непосредственными участниками исторических событий.

С полным текстом К.Г. Паустовского можно ознакомиться по ссылке.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Проблема философского осмысления времени (По В.Д. Дудинцеву)
  • Проблема отношения к своему и чужому (По Ю.И. Чичёву)
  • Проблема определения понятия «шедевр» (По К.Г. Паустовскому)
  • Проблема экологии (По Ю. Карякину)