Проблема утраты милосердия (По Д. Гранину)


Д.А. Гранин в своем тексте поднимает проблему утраты милосердия.

Писатель с тревогой и сожалением говорит о том, что слово «милосердие» вышло из общего употребления, стало устаревшим, а само чувство милосердия «убыло, заглохло». Д.А. Гранин приводит в пример творчество отечественных писателей, где особое звучание носил «пушкинский завет милости к падшим». Автор показывает, что понятие милосердия пропало из отечественной литературы, так как милосердие было фактически запрещено в трудные для страны времена. Было запрещено сочувствовать окружающим, оказывать им помощь, так как эта помощь расценивалась как преступные, противоречащие власти действия, за которые нужно нести ответственность.

Д.А. Гранин выражает свое отношение к происходящему: «Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности». В конце своего рассуждения он призывает читателей к милосердию.


Не согласиться с автором в том, что утрата милосердия означает утрату нравственности человека, невозможно. Эту же мысль в своих произведениях выражали многие отечественные писатели.

Об утрате милосердия рассуждает В.Г. Распутин в рассказе «Уроки французского». В центре внимания оказывается поступок учительницы Лидии Михайловны, которая играет со своим учеником в игру на деньги, чтобы помочь ему. Преподаватель видит, что рассказчик ощущает постоянный голод, поэтому пытается всяческими способами ему помочь. В тот момент, когда Лидия Михайловна в очередной раз играет с мальчиком-повествователем в «замеряшки», их замечает директор школы. Он считает поступок Лидии Михайловны настоящим преступлением и увольняет ее из школы. В.Г. Распутин показывает, что директор не способен понять истинных причин поступков учительницы, потому что понятие милосердия было им давно утрачено. Автор призывает читателей к состраданию и милосердию.

Подобная проблема поднимается и в повести Е.В. Мурашовой «Класс коррекции». Автор показывает, что взрослые и обеспеченные дети с презрением относятся к детям с ограниченными возможностями. 7 «Е» – класс, в котором учатся дети с физическими и психическими недостатками. На протяжении всей жизни им приходится в одиночку справляться со всеми жизненными трудностями. Помочь им отказываются даже преподаватели. Школа совершает отнюдь не милосердный поступок: класс «ешек» расформировывают, и дети становятся абсолютно никому не нужными людьми. Е.В. Мурашова демонстрирует, что понятие милосердия утрачивается, о нем говорят лишь на уроках, но в реальной жизни окружающие «ешек» люди не знают, что такое милосердие и как его проявлять к другим людям. Писательница с сожалением говорит об утрате милосердия в обществе и призывает к этому проявлению нравственной чистоты человека.

Подводя итоги, можно сказать о том, что милосердие – важное нравственное качество каждого человека. Без милосердия не будет добрых поступков, которые так необходимы для счастливой жизни всего социума.

С полным текстом Д. Гранина можно ознакомиться по ссылке.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Проблема разобщения людей и их взаимного непонимания (По А.П. Чехову)
  • Проблема запоздалого сожаления о несовершённом поступке (По Ю.В. Бондареву)
  • Проблема преодоления страха в годы войны (По К.М. Симонову)
  • Проблема веры в красоту грядущей жизни (По А.И. Куприну)