«Пропала совесть. По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по старому суетились и ловили на лету куски, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка…» (по тексту Салтыкова-Щедрина)


Что происходит с тем, кто утратил совесть? Тяжелее или легче становится его жизнь? На эти вопросы отвечает русский писатель М.Е. Салтыков-Щедрин.

Здесь поднимается проблема последствий утраты совести для человека.

Автор выражает мысль о том, что с потерей совести «ход человека» делается «легче», что сами люди ощущают себя «бодрее и свободнее», поскольку «обличительница-совесть» больше не приводит в душу человека «нравственную смуту» и не «затрудняет движения», поскольку людям становится «ловчее подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать».

Такие общие авторские мысли дополняются демонстрацией изменений, произошедших с конкретным человеком, который по сюжету подобрал совесть. Показывая, что от этого пропоец не испытал никаких положительных эмоций, М.Е. Салтыков-Щедрин демонстрирует, что до этого жить герою было намного проще: без совести у пропойцы не было «горького сознания действительности», ему не было так «несносно», как это стало, когда он обрел совесть.


Авторскую позицию можно сформулировать так: без совести людям живется легче, так как ничто больше не заставляет их думать о правильности или неправильности поступков, так как ничто больше не останавливает их от безнравственных действий, направленных на достижение личного блага.

С автором текста трудно не согласиться. Если совесть является нравственным ограничителем, заставляющим людей задумываться о собственных действиях и останавливающим от многих аморальных поступков, то человек без совести больше не задумывается о том, как следует и не следует себя вести, он делает все, что только пожелает, готовый на все ради достижения своих целей. Об этом размышляли в своих художественных произведениях многие писатели.

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» показано, что совесть не позволяет Раскольникову спокойно отнестись к совершенному преступлению, на протяжении всего повествования он тяготится размышлениями о произошедшем. В этом плане более простым является существование Лужина, который без зазрения совести совершал безнравственные поступки, основываясь на желании заботиться только о своем «кафтане». Ничто не мучило его сознание, его действия ничем не были ограничены, ничто не останавливало его от достижения собственных корыстных целей.

Поднятая в тексте М.Е. Салтыкова-Щедрина проблема находит отражение и в романе В.А. Каверина «Два капитана». Отсутствие совести помогало Николаю Антонычу строить свою жизнь так, как ему хотелось: чтобы быть вместе с Марьей Васильевной, он специально плохо снарядил экспедицию своего двоюродного брата капитана Татаринова; чтобы получить славу, он представлялся человеком, который многое сделал для того, чтобы экспедиция состоялась. Автор показывает, что Николаю Антонычу было просто жить, поскольку у него не было никаких конфликтов с самим собой.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что с утратой совести жизнь становится более простой, так как человека больше ничего не тяготит и не мучит, так как его больше ничего не останавливает от совершения безнравственных поступков, с помощью которых он достигает своих целей.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Подъезжая к родному гнезду, я не узнавал себя. Я никогда не воображал, чтобы мне так легко обошлась разлука с Петербургом и так радостно было снова увидеть деревню, где протекло моё детство…» (по тексту Григоровича)
  • «Погода после мокрого снега уже дня три стояла тихая, тёплая и ясная. На улицах не видно было клочка снега, грязное тесто заменилось мокрой мостовой и быстрыми ручьями…» (по тексту Толстого)
  • «Зенитный пулемётчик Тихон Рябцов был родом из-под Пскова. Деревня его была занята немцами, мать умерла, и потому Тихону, когда ему ампутировали раздробленную в бою правую руку, некуда было податься…» (по тексту Паустовского)
  • «Любовь к животным была тоже выдающейся чертой этого странного человека Игнатовича. Бывали целые периоды, когда наше скромное жильё положительно превращалось в лечебницу…» (по тексту Короленко)