13.1. «Слова, употребляемые в необычном, условном, ироническом значении, выделяются кавычками» – Д.Э. Розенталь (по тексту А.Р. Беляева)


Известный лингвист Дитмар Эльяшевич Розенталь в своем высказывании отметил, что слова, которые употребляются в необычном, условном, ироническом значении, выделяются кавычками. С этим высказыванием нельзя не согласиться: кавычки всегда свидетельствуют об иронии автора, помогая читателю постичь потаенный, условный смысл.

В тексте А.Р. Беляева кавычки показывают некоторую наивность мальчишки, который, как мог, готовился к осуществлению задуманных планов. Миша выбрал профессию геолога вопреки ожиданиям родителей и всего окружения: семья известного радиоинженера надеялась на продолжение династии и была не готова поддержать сына в его профессиональном выборе. Никто не мог подсказать мальчику, какие науки нужно изучать для того, чтобы освоить профессию геолога, ему приходилось все узнавать самому и добывать знания собственным трудом.


В предложении 34 в словосочетании «геройской подготовки» в кавычки взято слово «геройской». Автор дважды обыгрывает это слово, используя в нескольких значениях. Во-первых, он показывает, насколько серьезно и ответственно отнесся мальчик к подготовке: сколько трудов ему она стоила, сколько потребовалось отваги и силы воли. Во-вторых, Миша мечтал стать не просто рядовым геологом, а Героем: он мечтал сделать важные открытия и остаться на страницах истории. Следовательно, и сама подготовка была «геройской», то есть принадлежащая будущему Герою России. Кавычки также выдают иронию автора: обычный мальчишка, не обладающий какими-то супер способностями, наяву грезит себя Героем и пытается идти к своей цели так, как умеет.

В предложении 38 в словосочетании «генеральная линия» в кавычки заключено слово «генеральная»: автор показывает, что у Мишки был собственный план, отступать от которого он был не намерен ни на йоту. «Генеральная» значит ведущая, основная, самая главная. Корректировались лишь мелкие нюансы подготовки, типа купания в проруби или целенаправленной голодовки. Получение знаний, тренировка организма, занятия спортом, ведение дневниковых записей входили в «генеральную» линию, поскольку служили заветной цели. Также в кавычки взято словосочетание «само дело» и слово «необходимые», так как эти слова включены в понятие «генеральной» подготовки и являются ее неотъемлемой составляющей. Кавычки также указывают на некоторую наивность мальчика, приблизительность его попытки рассуждать вследствие неопытности: действительно, так ли уж «необходимы» все те знания, которыми себя мальчик ежедневно насыщал, пытаясь продвинуться к своей мечте? Словосочетание «само дело» вмещает в себя целый курс подготовки, который мальчишка условно обозначил для себя в двух словах. Очевидна условность значения, некоторая ирония автора.

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что кавычки действительно помогают передать авторскую иронию и условный смысл, служат особым знаком, помогающим читателю остановиться на выделенном слове.




Вариант 4 - сочинения 13.2. и 13.3.:

  • 13.2. «А планы у него были грандиозные. Прежде всего знания» (по тексту А.Р. Беляева)
  • 13.3. Что значит для человека выбор профессии? (по тексту А.Р. Беляева)