«Слово дано человеку для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым он обладает, другим людям…» - В.Г. Короленко


Русский писатель, журналист, прозаик В.Г. Короленко утверждал: «Слово дано человеку для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым он обладает, другим людям…». О чем же говорится в данном высказывании? Попробуем раскрыть его смысл.

Основной функцией слова является номинативная, то есть слово служит для называния объектов окружающего мира. Так, с помощью слов можно передавать различную информацию об окружающем мире. Однако у слова есть и другая функция: эмоционально-экспрессивная, то есть слово служит для выражения чувств, эмоций, переживаний, отношения, мнения, точки зрения и др. Через слова, в лексическое значение которых проникают человеческие эмоции, можно делиться с тем, что есть у человека на душе. Так, слова не только называют конкретные объекты реального мира, которые человек воспринимает через все органы чувств, но и передают особенности внутреннего мира человека. Можно в этом убедиться, обратившись к тексту Ю.Я. Яковлева.


Во-первых, проанализируем первый абзац текста, в котором наблюдаются метафоричные образы платформы, уезжающего поезда и человека, провожающего поезд. Здесь ученики, выпускающиеся из школы, объединены образом поезда, который постепенно превращается в маленькую «точку», пока полностью не скрывается из виду. Автор обращает внимание на то, что учитель остается на платформе; провожая выпускников во взрослую жизнь, он чувствует свое одиночество, понимая, что школьники больше не нуждаются в нем. Однако платформа, которая с отъездом поезда так и не осталась пустой, поскольку на ней находятся ждущие своей очереди ученики, говорит о том, что школа не остается пустой без выпускников, что работа и жизнь учителя продолжается, но теперь он начинает обучать уже других ребят. Ю.Я. Яковлев неслучайно использует изобразительно-выразительные лексические средства, поскольку именно так он ярко и лаконично передает все противоречивые чувства учителя после выпуска класса.

Во-вторых, рассмотрим последний абзац. С помощью простых слов русского языка, которые ловко подобраны для выражения важных мыслей, рассказчику, вспоминающему своего учителя, удается продемонстрировать и особенности личности Учителя, и свое отношение к нему. Рассказчик с восторгом говорит о том, что Учитель мог «повернуть» «обычные вещи» «такой неожиданной гранью», «что они сразу менялись и обретали новое значение». Рассказчик отмечает, что с помощью действий Учителя, который открывал ученикам «неведомый мир», жизнь им казалась «удивительной, почти сказочной». Здесь отражены и эмоции чувства рассказчика и в детском возрасте, когда ему преподавал Учитель, и во взрослом возрасте, когда рассказчик чувствовал благодарность педагогу.

Таким образом, можно сказать о том, что В.Г. Короленко был прав, говоря о том, что посредством слов можно передать мысли, точку зрения, мнение, впечатления, чувства, эмоции, переживания, ощущения, отношение.




Вариант 16 - сочинения 9.1. и 9.2.:

  • 9.2. «…с этим поездом навсегда уходит частица его самого, самая дорогая частица» (по тексту Ю.Я. Яковлева)
  • 9.3. Как вы понимаете значение выражения настоящий учитель? (по тексту Ю.Я. Яковлева)