Сочинение о памяти (исторической памяти) (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)


Д.С. Лихачев «Письмах о добром и прекрасном» довольно обширно раскрывает тему памяти.

В письме 40 «О памяти» утверждается, что память является одним из главнейших свойств всякого бытия. По мнению автора, одно из значимых свойств памяти заключается в том, что она оказывает сопротивление силе времени, которая носит уничтожающий характер. Посредством памяти происходит временное и даже смертельное преодоление. Благодаря памяти стираются границы между прошлым, настоящим и будущим: настоящее, в которое входит настоящее, предугадывает будущее. В седьмом письме «Что объединяет людей» говорится о том, что забота об исторической памяти семьи и родины в целом «направлена целиком на будущее».

В том же письме говорится о том, что память проявляется в чувстве благодарности к предшествующим поколениям, в уважении к их могилам, к их заботам, традициям и обычаям, к особенностям их существования.


В сороковом письме Д.С. Лихачев заставляет читателя задуматься над следующим вопросом: зачем сохранять память о прошлом с его ошибками и негативными воспоминаниями, если можно полностью устремиться на строительство будущего? Но автор сам отвечает на данный вопрос: всецело игнорировать прошлое просто невозможно. Память, по мнению Д.С. Лихачева, является богатством человека. С помощью памяти образуются традиции, формируются навыки в области быта, семьи и труда, накапливается жизненный опыт. Память является основой культуры и ее «накоплений». Обращение к прошлому, по мнению автора, расширяет народную культуру, обогащает ее и способствует разнообразию, а также расширяет эстетическую восприимчивость народа. В тридцать втором письме «Понимать искусство» выражается мысль о том, что историческая память помогает в восприятии произведений искусства.

Д.С. Лихачев выражает мысль о взаимосвязи памяти с нравственностью. В письме «О памяти» выражается мысль о том, что без памяти не может существовать совесть, поскольку память является «основой совести и нравственности». «Нравственное значение» заключается в том, что с помощью памяти формируется народный нравственный климат. В седьмом письме «Что объединяет людей» говорится о том, что забота об исторической памяти семьи и родины в целом «объединяет людей». В этом заключается ее важная нравственная и социальная функция. В сорок первом письме «Память культуры» говорится о том, что человек, равнодушный к памятникам страны, в которой он живет, проявляет равнодушное отношение к стране в целом.

В письме «О памяти» автор призывает к сохранению памяти. Он утверждает, что воспитывать «память семейную, память народную, память культурную» важно, что хранение памяти и бережное отношение к ней является нравственным долгом человека перед самим собой и перед потомками. В тридцать седьмом письме «Ансамбли памятников искусства» говорится о том, что историческая память воспитывает человека, поэтому так важно сохранять ее.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение о красоте (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)
  • Сочинение о достоинстве (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)
  • Сочинение об обмане, лжи, вранье (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)
  • Сочинение о созидании и творчестве (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)