Сочинение об обмане, лжи, вранье (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)


Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» поднимал проблемы обмана, лжи и вранья.

В пятом письме «В чем смысл жизни» говорится о том, что человек, чтобы прожить жизнь, а не прозябать, должен жить с достоинством, с которым связано умение извиняться перед другими людьми, признавать собственные ошибки. Автор утверждает, что это лучше, чем «юлить и врать». Д.С. Лихачев высказывает мысль о том, что человек, обманывая других людей, в первую очередь врет самому себе, так как люди понимают, что человек соврал, но «из деликатности промолчали». Об обмане самого себя говорится и в тридцать втором письме «Понимать искусство»: автор говорит о том, что человек, который притворился понимающим искусство, которое он на самом деле не понял, обманывает не других людей, а самого себя, так как он пытается убедить себя в понимании искусства, радость от которого в свою очередь непосредственна, то есть не предполагает обмана.

О том, что обман других людей – в первую очередь обман самого себя, рассуждает Д.С. Лихачев и в восьмом письме «Быть веселым, но не быть смешным». Как и в письме «В чем смысл жизни», в данном письме говорится о том, что люди замечают ложь, но ничего не говорят о ней человеку просто из-за того, что были вежливы. Автор утверждает, что ложь при любом случае выдает себя, так как она всегда «чувствуется» окружающими людьми.

В пятом письме «В чем смысл жизни» говорится о том, что обманывающий человек «думает, что успешно соврал»; в восьмом письме «Быть веселым, но не быть смешным» говорится о том, что обманывающий человек «наивно думает, что ему поверили». Здесь прослеживается взаимосвязь обмана и наивности. Неспособность обманывающего человека понять, что его ложь раскрыта, еще раз подтверждает мысль о том, что обманывающий человек в первую очередь врет самому себе.


В восьмом письме «Быть веселым, но не быть смешным» наблюдается, что понятия лжи, обмана и вранья тесно связаны с понятием смеха. Д.С. Лихачев утверждает, что обманывающий человек смешон. Он дает читателям следующие советы: «Будьте правдивы», «Не будьте смешны!».

Во всех проанализированных выше письмах понятия обмана, лжи и вранья противопоставлены понятию правды и правдивости. В третьем письме «Самое большое» понятие правды находится в тесной связи с понятиями истины и справедливости. В Предисловии к «Письмам о добром и прекрасном» говорится о том, что правдивость всегда связана с добром, что она является его «вечным спутником», в то время как «ложь – зло для всех». В Предисловии также отмечается взаимосвязь правды и красоты. Эту взаимосвязь можно наблюдать и в восьмом письме «Быть веселым, но не быть смешным», где говорится о том, что правдивость «красива». Д.С. Лихачев объясняет это так: если человек признается, что он обманул других людей, и объяснит, с какой целью сделал это, то он поступит красиво, показав свой ум и исправив положение, за что люди будут уважать его, несмотря на первоначальный обман.

В пятом письме «В чем смысл жизни» говорится о том, что достоинство человека в частности требует от него быть правдивым. В восьмом письме «Быть веселым, но не быть смешным» утверждается, что правдивость является одним из признаков «привлекательной «формы» человека», его «самым элегантным «содержанием»».

В двадцать пятом письме «По велению совести» Д.С. Лихачев признается в том, что рекомендует своим читателям «жить честно, по правде», «подоброму». В восьмом письме «Быть веселым, но не быть смешным» автором подчеркивается, что совет «будьте правдивы» – «самое, может быть, важное» для человека.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение о красоте (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)
  • Сочинение о достоинстве (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)
  • Сочинение о созидании и творчестве (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)
  • Сочинение о памяти (исторической памяти) (по «Письмам о добром и прекрасном» Лихачёва)