9.1. «Связь предложений в тексте — это прежде всего связь смыслов» - Л.В. Щерба


С высказыванием известного лингвиста Л.В. Щербы о том, что предложения в тексте связываются в первую очередь смыслом, невозможно не согласиться. Текст состоит из нескольких предложений, объединенных в единое целое. Такие предложения могут иметь (но необязательно) формальные показатели, к которым относятся сочинительные и подчинительные союзы, местоимения или повторы слов или сочетаний слов. Однако и наличие формальных показателей не говорит о том, что перед нами текст. Важнее формальных показателей становится наличие общей темы, то есть стоящие рядом предложения должны иметь тесные смысловые отношения. Если между предложениями, даже если они имеют формальные показатели, не наблюдается какого-либо смысла, эту синтаксическую конструкцию невозможно назвать текстом. Предложения могут просто стоят в соседстве друг с другом, но не иметь ничего общего; такое соседство разных по смыслу предложений нельзя назвать текстом. Текст – это единое целое, передающее одну мысль разными средствами.

Для доказательства высказанной точки зрения можно обратиться к тексту А.Т. Аверченко.


В предложениях 20-37 продемонстрирован диалог между Лохмачевым и Посторонним Мальчиком на тему львов. Когда Посторонний Мальчик спрашивает Лохмачева, имел ли он дело со львами (предложение 20), Лохмачев отвечает: «Изредка» (предложение 21). Несмотря на отсутствие формальных показателей связи, между предложениями наблюдается смысловая связь. То же самое касается предложений 23-24: «– Маленькие были львята? – Маленькие». Здесь наблюдается вопросно-ответная форма повествования, которая подразумевает наличие смысла между предложениями. На наличие связи во всем данном отрывке указывает то, что несколько раз в разных предложениях используются словосочетание «маленькие львята» и просто слово «львята», которые и указывают на тему всего диалога. Наличие единой темы говорит о том, что перед нами не просто предложения, а целый текст, несущий в себе единый смысл.

Приведем из текста А.Т. Аверченко более конкретный пример. Предложение 38 звучит следующим образом: «Странно: все рассказы Лохмачева об Америке и мустангах сразу потускнели перед Берлином Постороннего Мальчика». Следующее предложение звучит так: «Наглый, развязный Лохмачев и сам это почувствовал». И формальным, и смысловым показателем является указательное местоимение «это». Под этим местоимением понимается все то, о чем говорилось в предложении 38. Это предложение и предложение 39 связаны между собой единым смыслом, поэтому эти предложения можно назвать текстом, если рассматривать отдельно от всего предложенного текста.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что важным показателем текста является наличие смысловых отношений между предложениями. Формальные показатели могут присутствовать, но их может и не быть; самое важное: чтобы предложения имели общий смысл. Без смысловых отношений несколько предложений, стоящих рядом, нельзя назвать текстом.

С полным текстом А.Т. Аверченко можно ознакомиться по ссылке.




Вариант 6 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «Лохмачёв побледнел, потом покраснел и, опустив голову, выскочил из номера» (по тексту А.Т. Аверченко)
  • 9.3. Что дает человеку воображение? (по тексту А.Т. Аверченко)