9.2. Что дает человеку воображение? (по тексту А.Т. Аверченко)


Воображение – это способность спонтанно или преднамеренно создавать в своем сознании образы и действия, которых на самом деле в реальной жизни не существовало. Воображение позволяет человеку перемещаться в другой мир, проживать совершенно другой жизнью, чувствовать себя совершенно другим человеком, который может делать то, что этот человек не может сделать в реальной жизни. Воображение делает жизнь человека ярче и интереснее, однако нельзя допускать, чтобы созданные в сознании картины заменяли настоящую жизнь. Воображение помогает выйти за рамки существующего, однако выдумки не должны заменять реальность. Человек не должен верить, что то, о чем он только воображает, было на самом деле, в противном случае человек начнет завираться и уже не может отличить выдуманное от настоящего.

Проблема воображения поднимается в тексте А.Т. Аверченко. Здесь раскрывается образ Лохмачева, который любит придумывать истории, которых на самом деле не было. Воображение героя настолько широко, что он рассказывает всем вокруг, что был в Южной Америке вместе со своим отцом, торговцем невольниками (предложения 13-16). Воображает Лохмачев и то, что ему «приходилось иметь дело» со львами и маленькими, трехмесячными львятами, которые растерзали его коня, пока тот бежал за львицей. В своих представлениях Лохмачев – смелый и физически сильный человек, от которого бегут даже львицы. Кроме того, Лохмачев утвердительно отвечает на вопрос, умеет ли он говорить по-индейски. А. Т. Аверченко показывает, что у Лохмачева настолько развито воображение, что герой перестал понимать, где правда, а где выдумки. Лохмачев мог воображать сколько его душе угодно, однако доказывать всем вокруг, что его слова – чистая правда, не стоило. Герой настолько заврался, доказывая, что его выдумки – истина, что потерял уважение окружающих людей.


Поднятая в тексте проблема находит отражение и в других художественных произведениях. В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» раскрывается образ Хлестакова. Оказавшись в городе N, где его приняли за ревизора, Хлестаков начинает обманывать людей. Делает он это не специально, а бессознательно. Воображение Хлестакова настолько широко, что он сам начинает верить в то, о чем говорит окружающим. Он говорит о том, что является автором таких произведений, как «Юрий Милославский», «Женитьба Фигаро», говорит о том, что дружит с самим А.С. Пушкиным. Хлестаков говорит окружающим, что все люди уважают его, всегда относятся к нему почтительно. Человек, у которого не было денег даже на еду, уверенно рассказывает, что у него ломятся столы от приготовленных яств. Н.В. Гоголь показывает, что воображение Хлестакова смешивается с реальной жизнью. Верят в происходящее не только чиновники города N, но и сам Хлестаков.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что воображение хорошо в меру, когда человек может представлять о чем-то, но не смешивать выдумки с реальной жизнью. Когда человек верит во все то, о чем воображает, это сказывается на его жизни негативно.

С полным текстом А.Т. Аверченко можно ознакомиться по ссылке.




Вариант 6 - сочинения 9.1. и 9.2.:

  • 9.1. «Связь предложений в тексте — это прежде всего связь смыслов» - Л.В. Щерба
  • 9.2. «Лохмачёв побледнел, потом покраснел и, опустив голову, выскочил из номера» (по тексту А.Т. Аверченко)